Решение от 06 июня 2011 года о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности



                                                                                                      Дело № 2-226/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара                                                                                         06 июня 2011 года

    Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Мальцевой И.А., при секретаре Зуйковой Н.С., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Бычкова В.Ю., представителя ОГПН по Тарскому району П., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2011 года в г. Таре дело по

исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Чекрушанского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

        Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к Администрации Чекрушанского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой совместно с отделом государственного пожарного надзора Тарского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Чекрушанского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Так, в ходе проведённой проверки выявлены следующие нарушения: не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации здания администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.54 п.2; ППБ 01-03 п.З; НПБ 110-03 т. 1 п.9), не оборудованы системой оповещения людей о пожаре здания администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.54 п.2; ППБ 01-03 п.З; НПБ 104-03 т.2 п.9,15), здание Дома культуры не оборудованы аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), не приобретены для целей пожаротушения переносные пожарные мотопомпы в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.31), пожарный автомобиль содержится на улице в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п. 105), пожарный автомобиль не заправлен водой и ГСМ (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п. 106), не организовано круглосуточное дежурство водителей на пожарном автомобиле (ФЗ №230 от 18.10.2007г. ст. 19), не установлены на естественных водоисточниках в <адрес> площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.31), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), не произведен замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей в здании Администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.4 п.2; ППБ 01-03 п.57), здание Дома культуры не обеспечено прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны. (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.3,39; ВППБ 13-01-94 п.5.1.2), деревянные конструкции чердачного помещения здания Администрации не обработаны огнезащитным составом (ФЗ №123 ст.52 п.6; ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п.5.28; МДС 21-1.98 п.10.1), ответственные лица за пожарную безопасность на объектах не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; Приказ №645 от 12.12.2007г. НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"), огнетушители в помещениях администрации расположены на высоте более 1,5 метров от пола (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п. 108, прил.З), в зданиях Администрации, Дома культуры не пронумерованы имеющиеся огнетушители (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ-01-03 п. 16, п. 108 приложение 3), отсутствует журнал учёта и проверки технического состояния огнетушителей (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З, НПБ 166-97 п.7.5, 12.4, приложение №6), двери центрального входа, запасных выходов из актового зала и лестничной клетки из здания Дома культуры. открываются не по направлению эвакуации из здания. (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.52), в тамбуре главного входа Дома культуры производится хранение горючих материалов (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.52), объекты Администрации не оборудованы молниезащитой (СО 153- 3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), на весенне-летний период не разработаны мероприятия, исключающие распространение огня при лесных пожарах на здания и сооружения населённых пунктов (устройство защитных противопожарных полос и другое) (ФЗ №123 ст.63; ППБ 01-03 п. 112,3, ФЗ-69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст.10,13,19, Ф3№131 от 16.09.2003г. ст.14 п.9), на произведёна очистка ото льда гидрант колонок на водопроводной сети в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.89), в помещениях Администрации, Дома культуры допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией. (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.60), не прёдусмотрен выход из встроенной котельной помещений администрации непосредственно наружу (ФЗ №123 ст.4 п.2, СНиП П-35-76 п.З.10*), водонапорные башни не оборудованы кранами КВБ для забора воды пожарной техникой (ФЗ №123 ст.4 п.2, ППБ 01-03 п.95), распорядительным документом не установлен противопожарный режим, в том числе: не определён порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.15,7). порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п. 15,7).Сложившаяся неблагоприятная обстановка может привести к тяжким последствиям. В соответствии со ст. 12 ГК РФ в числе способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим, способом защиты прав истцов является принуждение к выполнению обязанности в натуре, то есть устранения нарушений пожарной безопасности администрации Чекрушанского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области. Просит суд возложить обязанность на администрацию Чекрушанского сельского поселения Тарского муниципального района в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

    В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Бычков В.Ю. исковые требования уточнил, указал, что 03.06.2011 года была проведена дополнительная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ответчиком, в ходе которой выявлены не 25 нарушения, а 15. Десять нарушений на день рассмотрения дела судом устранены ответчиком добровольно. Просил суд обязать ответчика устранить данные 15 нарушений в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также указал, что данные нарушения противоречат также и требованиям законодательства о противодействии терроризму. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.

    В судебное заседание представитель ответчика Администрации Чекрушанского сельского поселения не явился, по неизвестным суду причинам, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска не представил.

    Представитель ОРГН Тарского района П. суду пояснил, что полностью поддерживает позицию прокурора, на протяжении нескольких лет ответчику выдавались предписания о необходимости устранить нарушения требований пожарной безопасности, однако, в полном объеме мероприятия так и не выполнены. Просил удовлетворить иск прокурора.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Из актов проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГследует, что в Администрации Чекрушанского сельского поселения обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении (л.д. 10, 14-15, 19-20).

Администрация Чекрушанского сельского поселения признана виновной по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением Тарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18)

В соответствии с п. 9 ст. 4 Устава Чекрушанского сельского поселения к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Чекрушанского сельского поселения (л.д. 21-29).

В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В статье 20 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на жизнь.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении- и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ» финансовое обеспечение в области пожарной безопасности планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно- первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности», основными обязанностями руководителя организации являются: соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а - также обучение своих работников мерам пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущения их использования не по назначению; предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств; незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п. 43 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Согласно ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.

Кроме того, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, деятельность которых должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В силу п. 3. ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Актом проверки выявлены следующие нарушения: не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации здания администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.54 п.2; ППБ 01-03 п.З; НПБ 110-03 т. 1 п.9), не оборудованы системой оповещения людей о пожаре здания администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.54 п.2; ППБ 01-03 п.З; НПБ 104-03 т.2 п.9,15), здание Дома культуры не оборудовано аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), не приобретены для целей пожаротушения переносные пожарные мотопомпы в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.31), пожарный автомобиль содержится на улице в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п. 105), не организовано круглосуточное дежурство водителей на пожарном автомобиле (ФЗ №230 от 18.10.2007г. ст. 19), не установлены на естественных водоисточниках в <адрес> площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.31), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), не произведен замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей в здании Администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.4 п.2; ППБ 01-03 п.57), здание Дома культуры не обеспечено прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны. (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.3,39; ВППБ 13-01-94 п.5.1.2), деревянные конструкции чердачного помещения здания Администрации не обработаны огнезащитным составом (ФЗ №123 ст.52 п.6; ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п.5.28; МДС 21-1.98 п.10.1), двери центрального входа, запасных выходов из актового зала и лестничной клетки из здания Дома культуры. открываются не по направлению эвакуации из здания. (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.52), объекты Администрации не оборудованы молниезащитой (СО 153- 3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), не прёдусмотрен выход из встроенной котельной помещений администрации непосредственно наружу (ФЗ №123 ст.4 п.2, СНиП П-35-76 п.З.10*), водонапорные башни не оборудованы кранами КВБ для забора воды пожарной техникой (ФЗ №123 ст.4 п.2, ППБ 01-03 п.95).

        В судебном заседании установлено, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий от террористических актов, с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей.

Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о возложении обязанности принять меры по устранению названных нарушений подлежат удовлетворению. При этом суд находит, что срок для устранения нарушений в течение 6-х месяцев является реальным и разумным, более того, представитель ответчика, не явившись в судебное заседание, лишил себя возможности выразить свои возражения относительно заявленного иска, не представил доказательств в обоснование своей позиции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Чекрушанского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и требований законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.

2. Обязать Администрацию Чекрушанского сельского поселения в течение 06 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации здания администрации, Дома культуры <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2; ППБ 01-03 п.З; НПБ 110-03 т. 1 п.9), оборудовать системой оповещения людей о пожаре здания администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.54 п.2; ППБ 01-03 п.З; НПБ 104-03 т.2 п.9,15), здание Дома культуры оборудовать аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), приобрести для целей пожаротушения переносные пожарные мотопомпы в <адрес> (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.31), пожарный автомобиль содержать в специально предназначенных для этих целей боксах (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п. 105), организовать круглосуточное дежурство водителей на пожарном автомобиле (ФЗ №230 от 18.10.2007г. ст. 19), установить на естественных водоисточниках в <адрес> площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.31), разработать генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), произвести замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей в здании Администрации, Дома культуры (ФЗ №123 ст.4 п.2; ППБ 01-03 п.57), здание Дома культуры обеспечить прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны. (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.3,39; ВППБ 13-01-94 п.5.1.2), деревянные конструкции чердачного помещения здания Администрации обработать огнезащитным составом (ФЗ №123 ст.52 п.6; ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п.5.28; МДС 21-1.98 п.10.1), двери центрального входа, запасных выходов из актового зала и лестничной клетки из здания Дома культуры выполнить по направлению эвакуации из здания. (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.52), объекты Администрации оборудовать молниезащитой (СО 153- 3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), предусмотреть выход из встроенной котельной помещений администрации непосредственно наружу (ФЗ №123 ст.4 п.2, СНиП П-35-76 п.З.10*), водонапорные башни оборудовать кранами КВБ для забора воды пожарной техникой (ФЗ №123 ст.4 п.2, ППБ 01-03 п.95).

3.    Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.

Судья