Дело № 2-225/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара 06 июня 2011 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Мальцевой И.А., при секретаре Зуйковой Н.С., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Бычкова В.Ю., представителя ОГПН по Тарскому району П., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2011 года в г. Таре дело по
исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Междуреченского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к Администрации Междуреченского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой совместно с отделом государственного пожарного надзора Тарского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Междуреченского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Так, в ходе проведённой проверки выявлены следующие нарушения: не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации здания клуба <адрес>, библиотеки <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01- 03 п.З; НПБ 110-03 т.1 п.9), не оборудованы системой оповещения людей о пожаре здания клуба <адрес>, библиотеки <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 104-03 т.2 п.9), не проведен капитальный ремонт электрооборудования в помещениях клуба <адрес> (ППБ 01-03 п.57, п.60), установлены металлические трубы дымоходов печей в клубе <адрес>, дымоходы не выполнены кирпичной кладкой выше уровня кровли не менее, чем 20см (ППБ 01-03 п.65, п.66), в библиотеке <адрес> эксплуатируется неисправная печь (ППБ 01-03 п.65), не установлены на естественных водоисточниках в населенных пунктах площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.31), водонапорная башня в <адрес> находится в неисправном состоянии (разморожена) (ППБ 01-03 п.89), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), на территории населённых пунктов отсутствует наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.27), не произведен замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей зданий Администрации, клуба <адрес> и библиотеки (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.57), ответственные лица за пожарную безопасность на объектах не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; Приказ №645 от 12.12.2007г. НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"), здания Администрации, клуба <адрес> и библиотеки не оборудованы аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), здания клуба <адрес> и библиотеки не обеспечены телефонной связью с подразделением пожарной охраны. (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З,39; ВППБ 13-01-94 п.5.1.2), не пронумерованы имеющиеся огнетушители (ППБ-01-03 п. 16, п. 108 приложение 3), отсутствует журнал учёта и проверки технического состояния огнетушителей (ФЗ №123 ст.4 ч.2, ППБ 01-03 п.З, НПБ 166-97 п.7.5, 12.4, приложение №6), в здании Администрации на окнах установлены глухие металлические решетки (ФЗ №123 ст.4 п.2,ППБ 01-03 п. 40), в здании Администрации не переработан план эвакуации людей при пожаре (ППБ 01-03 п. 16), не обозначены соответствующими указателями водоёмы (водоисточники), расположенные на территории Администрации сельского поселения, по направлению движения к ним. (ППБ 01-03 п.90), объекты администрации не оборудованы молниезащитой (СО 153- 3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), на весенне-летний период разработаны, но не выполнены в полном объёме мероприятия, исключающие распространение огня при лесных пожарах на здания и сооружения населённых пунктов (устройство защитных противопожарных полос и другое) (ФЗ №123 ст.63; ППБ 01-03 п.112,3, ФЗ-69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст. 10,13,19, Ф3№131 от 16.09.2003г. ст. 14 п.9), распорядительным документом не установлен противопожарный режим в учреждениях, в том числе:не определён порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы:порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п.15,7). Сложившаяся неблагоприятная обстановка может привести к тяжким последствиям. В соответствии со ст. 12 ГК РФ в числе способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим, способом защиты прав истцов является принуждение к выполнению обязанности в натуре, то есть устранения нарушений пожарной безопасности администрации Междуреченского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области. Просит суд возложить обязанность на администрацию Междуреченского сельского поселения Тарского муниципального района в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Бычков В.Ю. исковые требования уточнил, указал, что 03.06.2011 года была проведена дополнительная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ответчиком, в ходе которой выявлены не 21 нарушение, а 14. Семь нарушений на день рассмотрения дела судом устранены ответчиком добровольно. Просил суд обязать ответчика устранить данные 14 нарушений в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В отношении требования, изложенного в п. 20 указал, что помимо устройства защитных противопожарных полос необходимо обеспечить противопожарный разрыв между лесным массивом и населенным пунктом <адрес> не менее 15 метров, в настоящее время такой разрыв составляет не более 5 метров. Также указал, что данные нарушения противоречат также и требованиям законодательства о противодействии терроризму. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Междуреченского сельского поселения не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия, возражений против иска не представил.
Представитель ОРГН Тарского района П. суду пояснил, что полностью поддерживает позицию прокурора, на протяжении нескольких лет ответчику выдавались предписания о необходимости устранить нарушения требований пожарной безопасности, однако, в полном объеме мероприятия так и не выполнены. Просил удовлетворить иск прокурора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
Из актов проверки от 25.03.2009 года и от 20 марта 2008 года следует, что в Администрации Междуреченского сельского поселения обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении (л.д. 11-12, 14-15).
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ глава Междуреченской сельской администрации М. признан виновным по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 13)
Администрация Междуреченского сельского поселения признана виновной по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением Тарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16)
В соответствии с п. 9 ст. 4 Устава Междуреченского сельского поселения к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Междуречеснкого сельского поселения (л.д. 17-24).
В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В статье 20 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на жизнь.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении- и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ» финансовое обеспечение в области пожарной безопасности планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Кроме того, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно- первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности», основными обязанностями руководителя организации являются: соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а - также обучение своих работников мерам пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущения их использования не по назначению; предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств; незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п. 43 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Согласно ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.
Кроме того, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, деятельность которых должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
В силу п. 3. ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Актом проверки установлены следующие нарушения: не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации здания клуба <адрес>, библиотеки <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01- 03 п.З; НПБ 110-03 т.1 п.9), не оборудованы системой оповещения людей о пожаре здания клуба <адрес>, библиотеки <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 104-03 т.2 п.9), не проведен капитальный ремонт электрооборудования в помещениях клуба <адрес> (ППБ 01-03 п.57, п.60), установлены металлические трубы дымоходов печей в клубе <адрес>, дымоходы не выполнены кирпичной кладкой выше уровня кровли не менее, чем 20см (ППБ 01-03 п.65, п.66), в библиотеке <адрес> эксплуатируется неисправная печь (ППБ 01-03 п.65), не установлены на естественных водоисточниках в населенных пунктах площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.31), отсутствует генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), не произведен замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей зданий Администрации, клуба <адрес> и библиотеки (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.57), здания Администрации, клуба <адрес> и библиотеки не оборудованы аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), в здании Администрации на окнах установлены глухие металлические решетки (ФЗ №123 ст.4 п.2,ППБ 01-03 п. 40), не обозначены соответствующими указателями водоёмы (водоисточники), расположенные на территории Администрации сельского поселения, по направлению движения к ним. (ППБ 01-03 п.90), объекты администрации не оборудованы молниезащитой (СО 153- 3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), на весенне-летний период разработаны, но не выполнены в полном объёме мероприятия, исключающие распространение огня при лесных пожарах на здания и сооружения населённых пунктов (устройство защитных противопожарных полос, обеспечение противопожарного разрыва между лесом и населенным пунктом) (ФЗ №123 ст.63; ППБ 01-03 п.112,3, ФЗ-69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст. 10,13,19, Ф3№131 от 16.09.2003г. ст. 14 п.9), распорядительным документом не установлен противопожарный режим в учреждениях, в том числе: не определён порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п.15,7).
В судебном заседании установлено, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей.
Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о возложении обязанности принять меры по устранению названных нарушений подлежат удовлетворению. При этом суд находит, что срок для устранения нарушений в течение 6 месяцев является разумным, со стороны ответчика относительно запрошенного истцом срока возражений не поступило.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Междуреченского сельского поселения о возложении обязанности в шестимесячный срок принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и требований законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
2. Обязать Администрацию Междуреченского сельского поселения Тарского района Омской области в течение 06 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно : оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации здания клуба <адрес>, библиотеки <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01- 03 п.З; НПБ 110-03 т.1 п.9), оборудовать системой оповещения людей о пожаре здания клуба <адрес>, библиотеки <адрес> (ФЗ №123 ст.54 п.2;ППБ 01-03 п.З;НПБ 104-03 т.2 п.9), провести капитальный ремонт электрооборудования в помещениях клуба <адрес> (ППБ 01-03 п.57, п.60), демонтировать металлические трубы дымоходов печей в клубе <адрес>, дымоходы выполнить кирпичной кладкой выше уровня кровли не менее, чем 20см (ППБ 01-03 п.65, п.66), в библиотеке <адрес> демонтировать неисправную печь (ППБ 01-03 п.65), установить на естественных водоисточниках в населенных пунктах площадки с твердым покрытием размером 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.31), разработать генеральный план сельского поселения, учитывающий требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», по планировки и застройки территорий поселения (ФЗ №123 ст.65), произвести замер сопротивления изоляции силовых и осветительных электросетей зданий Администрации, клуба <адрес> и библиотеки (ФЗ №123 ст.4 п.2;ППБ 01-03 п.57), здания Администрации, клуба <адрес> и библиотеки оборудовать аварийным освещением (ФЗ №123 ст.4 ч.2; ППБ 01-03 п.З; ВППБ 13-01-94 п.4.4), в здании Администрации на окнах демонтировать глухие металлические решетки (ФЗ №123 ст.4 п.2,ППБ 01-03 п. 40), обозначить соответствующими указателями водоёмы (водоисточники), расположенные на территории Администрации сельского поселения, по направлению движения к ним. (ППБ 01-03 п.90), объекты администрации оборудовать молниезащитой (СО 153- 3.4.21.122-т2003 «Инструкция по устройству молниезащиты»), на весенне-летний период выполнить в полном объёме мероприятия, исключающие распространение огня при лесных пожарах на здания и сооружения населённых пунктов (обеспечить устройство защитных противопожарных полос, обеспечить противопожарный разрыв между лесным массивом и населенным пунктом не менее 15 метров) (ФЗ №123 ст.63; ППБ 01-03 п.112,3, ФЗ-69 Федеральный закон «О пожарной безопасности» ст. 10,13,19, Ф3№131 от 16.09.2003г. ст. 14 п.9), распорядительным документом установить противопожарный режим в учреждениях, в том числе: определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ФЗ №123 ст.4 ч.2;ППБ 01-03 п.15,7).
3. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Судья