Решение от 31 мая 2011 года о возложении обязанности по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков



                                                                                                           Дело № 2-191-2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерация

г. Тара Омской области                                                                  31 мая 2011 года

Судья Тарского городского суда Омской области Мальцева И.А. с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К., представителя ответчика Администрации Тарского городского поселения А., при секретаре Вильцовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 31 мая 2011 года дело

по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков,

у с т а н о в и л:

        Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков, указав что в соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 указанного выше закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов. Аналогичные требования закреплены в положение Устава Тарского городского поселения. Также в пункте 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 с изменениями и дополнениями дорожный знак «Дети» п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения «Дорожные знаки» устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школа, оздоровительный лагерь и т.п.), на проезжей части которого возможно появление детей. Кроме того, аналогичные требования предъявлены к установке дорожных знаков «Пешеходный переход» п.5.19.1, 5.19.2, а также дорожной разметке «Пешеходный переход» п.1.14.1. На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 – должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в районе МОУ Тарской школы искусств, расположенной по адресу <адрес>, отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», дорожный знак 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Указанные нарушения в деятельности администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района не обеспечивают охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Указанные выше факты в деятельности администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района, как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные <адрес> городском поселении. Просит возложить обязанность на администрацию Тарского городского поселения по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков «Дети» дорожного знака «Пешеходный переход», дорожный знак «Ограничение максимальной скорости». в районе МОУ Тарская школа искусств, расположенной по адресу <адрес>, в течение 6 месяцев.

          В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К. доводы заявленных требований поддержал в полном объеме, суду пояснил, что необходимоустановить дорожные знаки в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в случае удовлетворения иска. Также указал, что на момент разработки проекта комплекса мероприятий по безопасности дорожного движения в <адрес> в 2007 года школа искусств располагалась совершенно по другому адресу. С 2010 года Детская школа искусств находится в здании по <адрес>, поэтому к настоящей ситуации нельзя применять ранее составленную схему, поскольку она на сегодняшний день не отвечает интересам несовершеннолетних детей. Факт нахождения в данном здании школы искусств не оспаривается ответчиком.

    Представитель ответчика Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области по доверенности А. в судебно заседании пояснила, что Администрация Тарского городского поселения устанавливает дорожные знаки в соответствии с разработанным и утверждённым 04.05.2007г. УГИБДД - ГАИ УВД Омской области Комплексом мероприятий по безопасности дорожного движения в г.Таре Омской области в состав которого входят схемы расположения дорожных знаков. В соответствии с ч.1 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711) Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п. г ч.12 вышеуказанного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения. На основании п.2 и п.З статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Указанные дорожные знаки по адресу <адрес>: 5.19.1/2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в схеме Комплексного мероприятия по безопасности дорожного движения в <адрес>, действительно отсутствуют. Таким образом, на основании изложенного удовлетворение исковых требований Тарского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятии мер, направленных на установку дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» по адресу: <адрес> возможно только при положительном согласовании УГИБДД - ГАИ УВД Омской области.

Выслушав помощника Тарского межрайонного прокурора, представителя ответчика Администрации Тарского городского поселения, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит заявление Тарского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим причинам.

            В соответствии с. ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ч. 2 ст. 12, 21 вышеуказанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, в ведении которых находятся автомобильные дороги. При этом суд учитывает, что понятие содержания дорог и мероприятий по организации дорожного движения включает в себя не только обязанность по поддержанию дорожного полотна, но и действия, направленные на установку необходимых дорожных знаков, освещение дорог и т.д.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов. Аналогичные положения закреплены в п. 5 ст. 4 Устава Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области.

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 дорожный знак «Дети» (п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации «Дорожные знаки») устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей. Кроме того, аналогичные требования предъявлены к установке дорожного знака «Пешеходный переход» (п. 5.19.1, п. 5.19.2).

Свидетель, старший государственный инспектор ОГИБДД Тарского ГОВД Д. пояснил суду, что схеме, согласно которой расставляются дорожные знаки на территории <адрес> уже 4 года, в ближайшем будущем составление новой схемы не планируется. Однако, ситуация на <адрес> меняется, поэтому при возникновении необходимости внести изменения с порядок расстановки дорожных знаков ОГИБДД вносит требование Главе Тарского городского поселения, который в свою очередь, согласно ГОСТа, устанавливает необходимые знаки, наносит дорожную разметку, так было в случае с установкой знаков на перекрестке улиц <адрес>, Казанская, при установке «лежачего полицейского» и соответствующих знаков в районе дома по <адрес> т.д. В случае с установкой знаков у Школы искусств, Глава администрации Тарского городского поселения не отреагировал, ответа не дал, предписание им также выполнено не было, поэтому ОГИББ было вынуждено обратиться в прокуратуру. Считает, что установка знаков необходима, поскольку в данном месте проходит большое количество детей, это место дороги является потенциально опасным.

На основании распоряжения администрации Тарского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, за МОУ ДОД Детская школа искусств Тарского муниципального района закреплено на праве оперативного управления нежилое здание по <адрес>. <адрес>

Таким образом, судом установлена обязанность Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района по установке знаков «Дети», дорожного знака «Пешеходный переход» и дорожного знака «Ограничение максимальной скорости» в районе МОУ Тарская школа искусств. Отсутствие указанных знаков в ходе судебного заседания подтверждено информацией ОГИБДД по Тарскому району. Проект от 2007 года не отвечает настоящим дорожным условиям на <адрес>, является только проектом, в который возможно вносить изменения.

Вынося решение об удовлетворении иска, суд исходит из наличия в настоящее время опасности для несовершеннолетних детей на данном участке <адрес> в <адрес> и из необходимости судебной защиты их интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Тарского межрайонного прокурора к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в районе МОУ ДОД Тарская школа искусств, расположенной по адресу: <адрес> дорожный знак 1.23 «Дети», дорожный знак 5.19.1.-5.19.2. «Пешеходный переход» и дорожный знак 3.24. «Ограничение максимальной скорости», в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090.

    Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем направления кассационной жалобы в Тарский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Решение всупило в законную силу

Согласовано

Судья:                                                                              Секретарь: