Дело № 2-191-2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерация
г. Тара Омской области 31 мая 2011 года
Судья Тарского городского суда Омской области Мальцева И.А. с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К., представителя ответчика Администрации Тарского городского поселения А., при секретаре Вильцовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 31 мая 2011 года дело
по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков,
у с т а н о в и л:
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков, указав что в соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 указанного выше закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов. Аналогичные требования закреплены в положение Устава Тарского городского поселения. Также в пункте 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 с изменениями и дополнениями дорожный знак «Дети» п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения «Дорожные знаки» устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школа, оздоровительный лагерь и т.п.), на проезжей части которого возможно появление детей. Кроме того, аналогичные требования предъявлены к установке дорожных знаков «Пешеходный переход» п.5.19.1, 5.19.2, а также дорожной разметке «Пешеходный переход» п.1.14.1. На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 – должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в районе МОУ Тарской школы искусств, расположенной по адресу <адрес>, отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», дорожный знак 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Указанные нарушения в деятельности администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района не обеспечивают охрану жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Указанные выше факты в деятельности администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района, как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивают публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные <адрес> городском поселении. Просит возложить обязанность на администрацию Тарского городского поселения по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков «Дети» дорожного знака «Пешеходный переход», дорожный знак «Ограничение максимальной скорости». в районе МОУ Тарская школа искусств, расположенной по адресу <адрес>, в течение 6 месяцев.
В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К. доводы заявленных требований поддержал в полном объеме, суду пояснил, что необходимоустановить дорожные знаки в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в случае удовлетворения иска. Также указал, что на момент разработки проекта комплекса мероприятий по безопасности дорожного движения в <адрес> в 2007 года школа искусств располагалась совершенно по другому адресу. С 2010 года Детская школа искусств находится в здании по <адрес>, поэтому к настоящей ситуации нельзя применять ранее составленную схему, поскольку она на сегодняшний день не отвечает интересам несовершеннолетних детей. Факт нахождения в данном здании школы искусств не оспаривается ответчиком.
Представитель ответчика Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области по доверенности А. в судебно заседании пояснила, что Администрация Тарского городского поселения устанавливает дорожные знаки в соответствии с разработанным и утверждённым 04.05.2007г. УГИБДД - ГАИ УВД Омской области Комплексом мероприятий по безопасности дорожного движения в г.Таре Омской области в состав которого входят схемы расположения дорожных знаков. В соответствии с ч.1 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711) Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п. г ч.12 вышеуказанного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения. На основании п.2 и п.З статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются. Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Указанные дорожные знаки по адресу <адрес>: 5.19.1/2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в схеме Комплексного мероприятия по безопасности дорожного движения в <адрес>, действительно отсутствуют. Таким образом, на основании изложенного удовлетворение исковых требований Тарского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятии мер, направленных на установку дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» по адресу: <адрес> возможно только при положительном согласовании УГИБДД - ГАИ УВД Омской области.
Выслушав помощника Тарского межрайонного прокурора, представителя ответчика Администрации Тарского городского поселения, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит заявление Тарского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии с. ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ч. 2 ст. 12, 21 вышеуказанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, в ведении которых находятся автомобильные дороги. При этом суд учитывает, что понятие содержания дорог и мероприятий по организации дорожного движения включает в себя не только обязанность по поддержанию дорожного полотна, но и действия, направленные на установку необходимых дорожных знаков, освещение дорог и т.д.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов. Аналогичные положения закреплены в п. 5 ст. 4 Устава Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области.
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 дорожный знак «Дети» (п. 1.23 приложения № 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации «Дорожные знаки») устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей. Кроме того, аналогичные требования предъявлены к установке дорожного знака «Пешеходный переход» (п. 5.19.1, п. 5.19.2).
Свидетель, старший государственный инспектор ОГИБДД Тарского ГОВД Д. пояснил суду, что схеме, согласно которой расставляются дорожные знаки на территории <адрес> уже 4 года, в ближайшем будущем составление новой схемы не планируется. Однако, ситуация на <адрес> меняется, поэтому при возникновении необходимости внести изменения с порядок расстановки дорожных знаков ОГИБДД вносит требование Главе Тарского городского поселения, который в свою очередь, согласно ГОСТа, устанавливает необходимые знаки, наносит дорожную разметку, так было в случае с установкой знаков на перекрестке улиц <адрес>, Казанская, при установке «лежачего полицейского» и соответствующих знаков в районе дома по <адрес> т.д. В случае с установкой знаков у Школы искусств, Глава администрации Тарского городского поселения не отреагировал, ответа не дал, предписание им также выполнено не было, поэтому ОГИББ было вынуждено обратиться в прокуратуру. Считает, что установка знаков необходима, поскольку в данном месте проходит большое количество детей, это место дороги является потенциально опасным.
На основании распоряжения № администрации Тарского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, за МОУ ДОД Детская школа искусств Тарского муниципального района закреплено на праве оперативного управления нежилое здание по <адрес>. <адрес>
Таким образом, судом установлена обязанность Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района по установке знаков «Дети», дорожного знака «Пешеходный переход» и дорожного знака «Ограничение максимальной скорости» в районе МОУ Тарская школа искусств. Отсутствие указанных знаков в ходе судебного заседания подтверждено информацией ОГИБДД по Тарскому району. Проект № от 2007 года не отвечает настоящим дорожным условиям на <адрес>, является только проектом, в который возможно вносить изменения.
Вынося решение об удовлетворении иска, суд исходит из наличия в настоящее время опасности для несовершеннолетних детей на данном участке <адрес> в <адрес> и из необходимости судебной защиты их интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на установку дорожных знаков удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в районе МОУ ДОД Тарская школа искусств, расположенной по адресу: <адрес> дорожный знак 1.23 «Дети», дорожный знак 5.19.1.-5.19.2. «Пешеходный переход» и дорожный знак 3.24. «Ограничение максимальной скорости», в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем направления кассационной жалобы в Тарский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Решение всупило в законную силу
Согласовано
Судья: Секретарь: