Решение от 27 мая 2011 года о возложении обязанности включить в трудовой стаж периодов работы



                                                                                                  Дело № 2-162/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области                                                            27 мая 2011 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А.,

с участием истца Корнева А.А., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Тарском районе по доверенности Т.,

при секретаре Вильцовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 27 мая 2011 года дело

по иску Корнева А.А. к ГУ УПФ РФ в Тарском районе о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о возложении обязанности включить в стаж периодов работы и периода службы в армии и возложении обязанности назначить досрочную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд к ГУ УПФ РФ в Тарском районе о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о возложении обязанности включить в стаж периодов работы, периода службы в армии и возложении обязанности назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением в ГУ «УПФ РФ в Тарском районе Омской области» с заявлением о назначении ему пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью. Его заявление было рассмотрено Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав на соответствующем заседании. Согласно Протоколу от ДД.ММ.ГГГГ этого заседания Комиссия решила не включать в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды его работы в ВК в должности второго секретаря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в КП в должности инструктора организационного отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Руководитель ГУ «УПФ РФ в Тарском районе Омской области» приняла Решение за об отказе в назначении пенсии. Отказ в назначении пенсии основан на выводах заседания Комиссии. Он не согласен с отказом о назначении ему пенсии по следующим основаниям. Лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Действительно, указанные должности не поименованы Списками должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Не предусмотрены эти должности и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, согласно подпунктам «а» и «г» п. 1 и в соответствии с п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, учителям и другим работникам просвещения служба в Вооруженных силах СССР и периоды работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определённом условии. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности второго секретаря, инструктора организационного отдела и службы в армии засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, положения Конституции РФ, а именно: ч.2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.18, ст. 19 и ч.1 ст.55, по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определённости, в результате чего он, будучи педагогическим работником, не мог предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа работы в должности второго секретаря, инструктора организационного отдела и службы в армии. С учётом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведённой правовой позиции Конституционного Суда РФ, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Таким образом, период его специального стажа, в зачислении которого ему отказано, составляет 6 лет 5 месяцев 16 дней. В случае зачисления оспариваемого периода у него возникает право на пенсию по старости, так как специальный стаж будет составлять более 25 лет. При отказе в назначении ему пенсии нарушены его пенсионные права и, соответственно, право на социальное обеспечение. Просит суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области» об отказе в назначении пенсии Корневу А.А. в связи с осуществлением педагогической деятельности, включить в специальный трудовой стаж Корневу А. А. периоды работы: в ВК в должности второго секретаря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в КП в должности инструктора организационного отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ГУ «УПФ РФ в Тарском районе Омской области» назначить Корневу А.А. досрочную трудовую пенсию с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Корнев А.А. исковые требования поддержал в полном объёме и настаивал на их удовлетворении, подтвердил все указанное в иске. Считает, что на момент его работы в спорные периоды и на момент службы в армии применялось законодательство, которое давало ему право на назначение досрочной пенсии, он не мог предполагать, что закон изменится. Считает, что его право нарушено. 55 лет ему исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. Истец частично отказался от исковых требований в части признания решения ГУ УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о чем подал суду письменное заявление. В остальной части иск поддержал и настаивал на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Тарскому району Омской области по доверенности Т. иск не признал, просил отказать в иске по основаниям указанным в решении комиссии Управления Пенсионного фонда. В письменном отзыве указал, что согласно документов, предоставленных Корневым А.А. для назначения пенсии установлено, что он в период с мая 1974г. по май 1976г. проходил военную службу по призыву. Согласно записям в трудовой книжке, представленной Корневым А.А., имеются сведения о его работе в ВК в должности второго секретаря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в КП в должности инструктора организационного отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанная работа относится к выборной и другой работе в партийных и комсомольских органах. Эти периоды приходились на время, в течение которого действовало Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. и предусмотрены подпунктами «а» и «г» (соответственно) пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с п. 4 данного Положения служба в Вооруженных силах СССР и выборная работа в партийных и комсомольских органах могла быть включена в специальный стаж при строгом соблюдении единственного условия - если не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа (16 лет 8 мес.) приходилось на работу в организациях и должностях, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет на момент действия данного постановления, т.е. на 30.09.1993г. На эту дату у Корнева А.А. педагогический стаж составляет 7 лет 6 месяцев 20 дней. Учитывая данные сведения на дату обращения за назначением пенсии у Корнева А.А. страховой стаж составляет 31 год 06 месяцев 24 дня, специальный стаж составляет 20 лет 06 месяцев 15 дней. Просил отказать истцу в удовлетворении его требований.

    Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Корнева А.А. подлежащими удовлетворению.

Согласно протоколу ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Корневу А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссией установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР (л.д. 6-7), что также подтверждается военным билетом ВУ от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 19-21), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в ВК в должности второго секретаря, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в КП в должности инструктора организационного отдела, данные периоды подтверждаются записями в трудовой книжки истца (л.д. 12-13).

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года №11-П признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подпункта 10 пункта 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях,- в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Корнев А.А. действительно проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ВК в должности второго секретаря, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в КП в должности инструктора организационного отдела.

В этот период применялось постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно п. «а», «г» ч. 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах и служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно п. 4 указанного Положения время работы, указанное в п.п. 1, 2, 3 данного Положения (выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в составе Вооруженных Сил СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «а» и «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах и служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Периоды работы истца на выборных должностях и период службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный периоды работы и службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Периоду службы истца в армии, а также периодам работы на выборной должности, предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В период службы в армии и работая на выборной должности, на основании действовавшего в тот период времени законодательства истец имел основания полагать, что указанные периоды времени будут включены в его специальный трудовой стаж.

Данное обстоятельство является основанием для удовлетворения иска, исходя из принципа предсказуемости правовой определенности поведения государства.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного суд находит обоснованными исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ВК в должности второго секретаря, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в КП в должности инструктора организационного отдела и службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом спорных периодов трудовой стаж истца, входящий в его педагогическую деятельность, на момент обращения в ГУ УПФ РФ составлял 27 лет и 3 дня (из которых 20 лет 06 месяцев 15 дней, которые зачёл ответчик и 6 лет 5 месяцев и 28 дней его работы на выборных должностях и службы в рядах Вооруженных Сил СССР), что более 25 лет, установленных действующим законодательством, отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным.

Исковые требования Корнева А.А. об обязании ГУ УПФ РФ назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть со ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, поскольку 55 лет ему исполнилось только ДД.ММ.ГГГГ, с этого дня у него и возникло право на получение пенсии.

Суд принимает частичный отказ истца от иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отказ в удовлетворении исковых требований Корневу означал бы нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб., уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ГУ УПФ РФ в Тарском районе в пользу истца.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Корнева А.А. к ГУ УПФ РФ в Тарском районе удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ в Тарском районе включить в льготный трудовой стаж Корнева А.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ВК в должности второго секретаря, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в КП в должности инструктора организационного отдела и период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ УПФ РФ в Тарском районе назначить досрочную трудовую пенсию Корневу А.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

Прекратить производство по делу по иску Корнева А.А. к ГУ УПФ РФ в Тарском районе о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, приняв отказ Корнева А.А. от иска.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Тарский городской суд в течение 10 суток с момента его вынесения.

Решение вступило в законную силу Согласовано