Дело № 2-152/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 04 мая 2011 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Мальцевой И.А.,
при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К., представителя соответчика Администрации Тарского муниципального района Омской области по доверенности В., представителя соответчика Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района по доверенности Ц., представителя ОГПН К., рассмотрев в открытом судебном заседании 04 мая 2011 года в г. Таре дело по
исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов несовершеннолетних лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5», Администрации Тарского муниципального района, Комитету по образованию Администрации Тарского муниципального района о возложении обязанности оборудовать здание МОУ «Тарская СОШ № 5» прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны на территории Тарского района и обеспечить в здании школы передачу сигналов от пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны «01» Тарской ПЧ-58 в срок до 01.09.2011 года,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к Муниципальному образовательному учреждению «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5», Администрации Тарского муниципального района, Комитету по образованию Администрации Тарского муниципального района о возложении обязанности оборудовать здание МОУ «Тарская СОШ № 5» прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны на территории Тарского района и обеспечить в здании школы передачу сигналов от пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны «01» Тарской ПЧ-58 в срок до 01.09.2011 года, указав, что проверкой, проведенной межрайонной прокуратурой установлено, что в деятельности муниципального образовательного учреждения «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5» не в полной мере выполняются требования пожарной безопасности объектов, используемых для образовательной деятельности. Проверкой установлено, что здание МОУ «Тарская СОШ № 5» не оборудовано прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны г. Тара, не имеет каналов передачи сигналов от пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны «01» Тарской ПЧ - 58. Данные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей, в том числе несовершеннолетних обучающихся. Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем (ч. 1 п. 4). В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления обязаны содержать здания и сооружения муниципальных образовательных учреждений, а также заниматься обустройством прилегающих к ним территорий. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. Из вышеприведенных норм законодательства следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Просит суд обязать МОУ «Тарская СОШ № 5», Комитет по образованию Администрации Тарского муниципального района Омской области, Администрацию Тарского муниципального района Омской области оборудовать здание МОУ «Тарская СОШ № 5» прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны на территории Тарского района, обеспечить в здании школы передачу сигналов от пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны «01» Тарской ПЧ - 58 в срок до 01.09.2011 г. и взыскать с МОУ «Тарская СОШ № 5» государственную пошлину в доход местного бюджета.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К. исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал аналогичные пояснения. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель соответчика Администрации Тарского муниципального района по доверенности В. исковые требования признала, суду пояснила, что доводы прокурора справедливы, необходимо проводить мероприятия по оборудованию здания школы прямой телефонной связью с подразделением пожарной охраны, в настоящее время заключено соглашение со специализированной организацией, которая будет этими вопросами заниматься, просчитываются необходимые затраты, будут решаться вопрос о выделении финансовых средств. Однако, просила суд увеличить срок исполнения требований прокурора, поскольку до 01.09.2011 года выполнить данные мероприятия во всех учреждениях образования невозможно.
Представитель соответчика Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района по доверенности Ц. суду пояснила, что поддерживает позицию представителя администрации Тарского района. Также просила увеличить срок исполнения требований прокурора. Также указала, что в течение 2011 года данное нарушение будут устраняться, поскольку в 2012 году будут проводиться лицензирование учебных заведений, без оборудования школы прямой телефонной связью лицензию получить будут невозможно.
Представитель МОУ «Тарская СОШ № 5» письменно просил рассмотреть дело без его участия, возражений против иска не имеет.
Представитель ОРГН Тарского района К. суду пояснил, что поддерживает требования прокурора и настаивает на их удовлетворении.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 20 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными обязанностями руководителя организации являются: соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущения их использования не по назначению; предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств; незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 43 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу ч. 7 ст. 51 Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Аналогичные требования закона установлены п. 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196.
Согласно п. 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Кроме того, п. 3.16 Санитарных норм и правил СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009 № 390 закреплено положение, в соответствии с которым здания дошкольных образовательных учреждений, школ должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления обязаны содержать здания и сооружения муниципальных образовательных учреждений, а также заниматься обустройством прилегающих к ним территорий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В ходе судебного заседания установлено, что здание МОУ «Тарская СОШ № 5» не оборудовано прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны г. Тара, не имеет каналов передачи сигналов от пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны «01» Тарской ПЧ - 58.
Таким образом, выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей, в том числе несовершеннолетних обучающихся.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. Из вышеприведенных норм законодательства следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.
Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2011 года, считает его реальным и разумным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с МОУ «Тарская СОШ № 5» подлежит государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления. Суд считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика, снизить размер государственной пошлины до <данные изъяты> рублей, поскольку школа является бюджетным учреждением, не имеет финансовых средств, а также на исполнение данного решения суда также требуются средства, что еще более затруднит положение ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов несовершеннолетних лиц удовлетворить.
Возложить на Муниципальное образовательное учреждение «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5», Администрацию Тарского муниципального района, Комитет по образованию Администрации Тарского муниципального района обязанность оборудовать здание МОУ «Тарская СОШ № 5» прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны на территории Тарского района и обеспечить в здании школы передачу сигналов от пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны «01» Тарской ПЧ-58 в срок до31.12.2011 (тридцать первого декабря две тысячи одиннадцатого) года.
Взыскать с МОУ «Тарская СОШ № 5» в бюджет Тарского муниципального района Омской области государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Решение вступило в законную силу
Согласовано
Судья: Секретарь: