Решение от 05.09.2011 года о возложении обязанности установить на котельную источник электропитания.



        Дело № 2-439/2011 год

        Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

        Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Гречкань Н.И., при секретаре Лукиной М.А., с участием представителя истца помощника Тарского межрайонного прокурора Боярских П.А., представителя ответчика МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения в сфере образования» ФИО3, представителя третьего лица ОАО «Омскэнергосбыт» по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тара 05 сентября 2011 года дело по иску Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тарского муниципального района Омской области, МБУ «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» о возложении обязанности приобрести и установить на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, аварийный источник электропитания,

    У С Т А Н О В И Л :

    Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности приобрести и установить на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, аварийный источник электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ указав, что на праве оперативного управления МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения в сфере образования» находится 31 котельная. На котельной, находящейся в собственности Тарского муниципального района, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствует резервный источник электропитания. ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» Тарского муниципального района Омской области и ОАО «Омская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения . Согласно п.п. а п. 3.1.5. договора, потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать в наличии устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии. При этом котельные, закрепленные на праве оперативного управления за МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» Тарского муниципального района Омской области, поставляют тепловую энергию в образовательные учреждения Тарского муниципального района (школы, детские сады и.т.д.). Из указанного выше можно сделать вывод, что договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» Тарского муниципального района Омской области и ОАО «Омская энергосбытовая компания» затрагивает интересы граждан (третьих лиц). В соответствии с указанным договором энергоснабжения на котельной определена 3 категория энергоснабжения. Определение 3 категории надежности электроснабжения на указанных объектах является произвольным без учета установленных нормативными актами требований. Однако при решении вопроса о необходимости обеспечения котельных аварийными источниками питания необходимо исходить из определения категории надежности электроприемников, указанных в «Правилах устройства электроустановок», и с учетом установленных признаков, по которым электроприемники относятся к первой, второй и третьей категории. Указанная котельная относится к первой категории надежности электроприемников, поскольку из-за отсутствия резервного источника питания в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе права несовершеннолетних детей, посещающих школы, детские сады и нуждающиеся в особых условиях содержания. Также может быть создана угроза их жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушена нормальная деятельность значительного количества сельских жителей. Просит суд возложить обязанность на администрацию Тарского муниципального района Омской области выделить МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» целевые финансовые средства для приобретения и установки аварийного источника электропитания в срок до 01..09.2012, возложить на МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» приобрести и установить на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, аварийный источник электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Боярских П.А. исковые требования поддержал, суду дал аналогичные пояснения. Пояснил, что не возражает относительно доводов представителя ответчика об увеличении срока, предоставленного для исполнения установки аварийных источников питания.

    В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения в сфере образования» ФИО3 суду пояснила, что МБУ может приобрести и установить резервный источник питания только в случае выделения финансовых средств учредителем - администрацией Тарского муниципального района Омской области. Самостоятельных средств у МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения в сфере образования» на это нет. Спорная котельная действительно отапливает учреждения в сфере образования, нуждается в аварийном источнике питания, просит так же увеличить срок для установки аварийных источников питания.

    Представитель ответчика Администрации Тарского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об его отложении не заявлял.

    Представитель третьего лица ОАО «Омсэнергосбыт» по доверенности ФИО4 в ходе судебного заседания пояснила, что поддерживает исковые требования прокурора и просит их удовлетворить. В соответствии с действующим законодательством указанная котельная должны быть отнесена к первой категории энергоприемников, перерыв энергоснабжения которых может повлечь за собой опасность для здоровья и жизни людей, нарушение функционирования особо важных объектов. Имеющиеся у ответчика два аварийных передвижных источника питания не могут быть расценены как надлежащие обеспечение, так как их мощность значительно меньше мощности котельных, а так же указанные источники питания находятся в г. Таре, доставка их к котельной займет значительное количество времени, в распутицу будет практически не возможной.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

    В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

    Действия настоящего Федерального закона распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    В соответствии с пунктами 113, 114 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. В случае если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.

    Согласно п.п. 1.2.18. Правил устройства электроустановок (ПУЭ)7-ое издание, утвержденных Приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

    Из п.п. 1.2.19. Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» следует, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

    Согласно п. 1.2.20. указанных выше Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

    Собственником здания котельной, расположенной по адресу: <адрес>, является Администрация Тарского муниципального района <адрес>.

    Согласно договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между комитетом по экономике и управлению муниципальной собственностью администрации Тарского муниципального района Омской области и МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» Тарского муниципального района Омской области помещение котельной передано собственником в пользование на праве оперативного управления в МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования». Факт передачи котельной подтвержден актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

    В материалах дела имеется договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МБУ «Центр финансово-экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» Тарского муниципального района Омской области и ОАО «Омская энергосбытовая компания», в котором определена третья категория надежности электроснабжения. Согласно п.п. а п. 3.1.5. договора, потребитель услуг сетевой организации обязан поддерживать в наличии устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии.

    Между тем, ссылка представителя ответчика о необязательности установки резервного источника питания при 3 категории надежности не может быть принята судом во внимание, поскольку, как установлено судом, данная котельная отапливает учреждения в сфере образования, третья категория, указанная в договоре определена произвольно, без изучения конкретной ситуации. ОАО «Омскэнергосбыт» в отзыве ссылается на отсутствие экспертизы с целью установления категории надежности потребителя. Таким образом, суд полагает, что данная котельная не может относиться к третьей категории надежности потребителя и, следовательно, установка резервного источника необходима.

        В соответствии с п. 3.1 Устава муниципального бюджетного учреждения «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» Тарского муниципального района учреждение для осуществление свой деятельности наделено на праве оперативного управления имуществом, находящегося в собственности Тарского муниципального района.

         В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Данное положение подтверждено и положениями п. 1.8 Устава МБУ «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования». В пункте 1.3. Устава указано, что учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета Тарского муниципального района.

    Из указанного суд делает вывод о невозможности исполнения требований прокурора МБУ «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» без предварительного финансирования этих мероприятий со стороны учредителя- администрации Тарского муниципального района.

    П. 13 Постановления Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" предусматривает, что резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии.

    Таким образом, поскольку договором о передаче котельной в оперативное управление не предусмотрена передача самого резервного источника, то суд не может освободить ответчика – администрацию Тарского муниципального района от исполнения законных требований прокурора.

    Вместе с тем, соответчик - МБУ «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» признает требования прокурора в части возложения на них обязанности по приобретению и установке резервного источника на котельную, готов выступить заказчиком при исполнении этих работ при наличии финансирования.

    На основании выше изложенного суд приходит к выводу в обоснованности исковых требований истца о понуждении ответчиков приобрести и установить аварийный источник электропитания на котельную и их удовлетворении. При этом суд так же учитывает, что из-за отсутствия аварийного источника электропитания на котельную может возникнуть опасность для жизни людей, угроза для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, при этом факт отсутствия аварийного источника электропитания ответчиками не оспаривается.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

    Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Тарского межрайонного прокурора к Администрации Тарского муниципального района Омской области, МБУ «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» удовлетворить.

    Обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области выделить МБУ «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» целевые финансовые средства для приобретения и установки аварийного источника электропитания на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать МБУ «Центр финансово–экономического и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования» приобрести и установить аварийный источник электропитания на котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    Настоящее решение в течение 10 дней с момента его вынесения может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем направления кассационной жалобы в Тарский городской суд.

    Судья