Дело № 2-387/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Тара Омской области 01 августа 2011 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А.,
с участием истца Плещеевой Л.В., представителя органа опеки и попечительства администрации Тарского муниципального района Омской области по доверенности Тарасовой С.Н., представителя ответчика Администрации Тарского муниципального района по доверенности В., при секретаре Зуйковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 01 августа 2011 года дело
по иску Плещеевой Л.В. к Администрации Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условия договора социального найма вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что она, Плещеева Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Тарской школе-интернате им. Карбышева. Она сирота, закрепленного жилого помещения на праве собственности либо на праве использования по договору социального найма не имеет, что подтверждается соответствующими справками из Омского центра технической инвентаризации и землеустройства и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ она имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Так, в соответствии с п.1 ст. 8 вышеуказанного федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма закреплена в ст. 5 7 Жилищного кодекса РФ и в ст.44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (далее Кодекс). Согласно ст.44 Кодекса государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот на неограниченный срок переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Гражданам, состоящим на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. На регистрационный учет встать не может, так как достигла возраста 37 лет. Ранее органами опеки и попечительства ей не были разъяснены права, в том числе и возможность встать на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. До настоящего времени право на получение благоустроенного жилого помещения она не реализовала. Просит суд обязать Администрацию Тарского района муниципального района Омской области поставить ее, Плещееву Л.В., на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании истица Плещеева Л.В. исковые требования поддержала в полном объёме, настаивала на его удовлетворении. Уточнила, что требует не поставить ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении, поскольку на таком учете она состоит, а именно предоставить ей жилье как лицу, оставшемуся без попечения родителей. От уточнении требований подала суду письменное заявление. Она ранее не знала о своем праве, узнала примерно в ДД.ММ.ГГГГ году, но ей было отказано, так как она достигла возраста 23 лет. Она после достижения 18 летнего возраста проживает на съемных квартирах, своего жилья не имеет, у нее 3 детей. Ее знакомые еще в 90-е году получали жилье как сироты, но она лично о своем прав не знала, поэтому им не воспользовалась. После отбытия наказания ее отец с семьей не общался, опека с бабушки не снималась, до 18 лет истица находилась под опекой А.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Тарского муниципального района по доверенности В. исковые требования не признала. В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм. Согласно определениям понятий, данным в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 23 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Таким образом, на сегодняшний день истец как относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утратила свое право на обеспечение жилой площадью вне очереди, так как постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в возрасте до 18 (23) лет. В соответствии с действующим жилищным законодательством жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. На момент выпуска истца из учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в 1986 году действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, согласно которым принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось на основании заявлений граждан. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечивались жилой площадью вне очереди после окончания пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (ст. 37 ЖК РСФСР). Таким образом, заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрацию Тарского муниципального района от истца не поступало. Истец имеет право на общих основаниях обратиться с заявлением (с приложением пакета необходимых документов) о принятии его на учет в качестве нуждающегося в органы местного самоуправления (поселение) по месту проживания. Просит суд отказать истцу в заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель третьего лица- органа опеки и попечительства Т. считает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку истица утратила свое право на представление жилья вне очереди. Истица находилась под опекой с ДД.ММ.ГГГГ года, с опекунами регулярно проводятся семинары с целью разъяснения им прав опекаемых, порядка защиты прав несовершеннолетних. Сироты обеспечивались жильем и в 80-е и в 90-е годы, но истица любо ее опекун не обращались с заявлениями о представлении ей внеочередного жилья.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Плещеевой Л.В. не подлежащими удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в законе используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста.
Согласно свидетельству о рождении Плещеевой Л.В. (л.д. 11) ее родителями являются: отцом – П., матерью – Г.
Свидетельством о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт смерти Г. (л.д. 12).
Из приговора Тарского районного народного суду Омской области от 13 ноября 1980 года следует, что П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 103 УК РСФСР и ему определено наказание в виде 10 лет лишения свободы (л.д. 17)
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» (л.д.4) Плещеева Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Тарской школе-интернате им. Д.М. Карбышева, является сиротой.
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ № исполнительного комитета Тарского городского совета народных депутатов Омской области Плещеевой Л.В. назначен опекун А. (л.д. 5)
Из карточки регистрации (л.д. 6) следует, что Плещеева Л.В. имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности у Плещеевой Л.В. объектов недвижимости не имеется (л.д. 7)
В соответствии с паспортом гражданина РФ серии № №, выданным УВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истице на день вынесения решения исполнилось 37 лет (л.д. 9)
Справкой № Центра технической инвентаризации и землеустройства (л.д. 19) подтверждено, что Плещеева Л.В. в числе собственников домовладений и квартир не значится.
Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, где указано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Свидетель Л. пояснила, что является родной сестрой истицы, также имела статус ребенка оставшегося без попечения родителей, но о своей праве на предоставление внеочередного жилья не знала. После возвращения из мест лишения свободы отец к ним не возвращался, воспитанием и содержанием детей не занимался. Опека с А. не снималась. Свидетель также на получала жилья, стояла в общей очереди как нуждающаяся в жилом помещении. Истица узнала о таком праве примерно 3-4 года назад, все эти года Плещеева Л.В. снимает жилье. Знакомая свидетеля получила жилье как ребенок-сирота, но ей сообщила знакомая из администрации о таком праве, широко о правах детей-сирот никто не разъяснял.
Свидетель С. пояснила, что является сестрой П., отца истицы. После отбытия наказания ее брат к своим детям не вернулся, воспитанием не занимался и вскоре вновь попал в места лишения свободы по новому приговору. Дети, в том числе Плещеева Л.В., находились сначала в детском доме, потом в интернате, потом их взяла под опеку бабушка А. По информации свидетеля, истица никогда не получала жилье как ребенок-сирота.
Из материалов дело установлено, что Плещеева Л.В. не обращалась в Администрацию Тарского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 18). Из письма Администрации Тарского муниципального района Омской области следует, что истица обратилась с заявлением о предоставлении жилья лишь в 2008 году, на тот момент истице исполнилось 34 года, данный факт не оспаривается истицей. Обращение истицы в суд поступило, когда ей исполнилось 37 лет, то есть на тот момент, когда она утратила право на постановку на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа как на период обращения в силу возраста не относящейся к льготной категории. Данных о наличии уважительных причин не обращения Плещеевой Л.В. с аналогичным заявлением судом не установлено, доказательств уважительности не обращения истца к ответчику суду не представлено.
В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
По мнению суда, опекун до достижения истцом возраста 18 лет обязана была защищать ее законные права и интересы и имела реальную возможность подать заявление на внеочередное предоставление жилья Плещеевой Л.В. По достижении ею возраста 18 лет она имела возможность это сделать самостоятельно, так как проживала в <адрес> и в <адрес>.
Ст. 16 п. 2. Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ"О государственной политике Омской области в жилищной сфере" предусматривает, что для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданином подается в орган местного самоуправления Омской области заявление о принятии на учет по установленной форме. Для принятия на регистрационный учет ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, законным представителем ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, подается заявление о принятии ребенка на регистрационный учет по установленной форме в орган местного самоуправления Омской области по месту жительства или по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) на момент подачи заявления о регистрации.
Частью 1 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч. 3. ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Как пояснила истица, в очереди на предоставление жилья, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, она состоит.
ЖК РФ вступил в силу 01.03.2005 года, до этого момента действовал ЖК РСФСР, где также было закреплено, что принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось на основании заявлений граждан. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечивались жилой площадью вне очереди после окончания пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (ст. 37 ЖК РСФСР).
С учетом изложенного суд находит исковые требования Плещеевой Л.В. не подлежащими удовлетворению, поскольку после достижения возраста 23 лет она утратила свое право на предоставление внеочередного жилья.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Плещеевой Л.В. к Администрации Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условия договора социального найма вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи жалобы в Тарский городской суд в течение 10 дней с момента его провозглашения.
Решение вступило в законную силу Согласовано