Решение от 10.11.2011 года о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.



Дело № 2-593/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области                                                                   10 ноября 2011 г.

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., с участием представителя истца по доверенности А, представителя ответчика администрации Самсоновского сельского поселения К, при секретаре Лукиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску Михеева М.Н. к администрации Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района о признании незаконным отказа Администрации Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на ответчика поставить на учет Михеева М.Н. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны,

У С Т А Н О В И Л :

Михеев М.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района о признании незаконным отказа Администрации Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на ответчика поставить на учет Михеева М.Н. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой отечественной войны, указав, что он является инвалидом ВОВ, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, приложив все необходимые для этого документы. В заявлении указал, что живет в неблагоустроенном жилом доме жилой площадью всего 14, 3 кв.м. с супругой, не может себя обслуживать топить печь, баню и прочее. Постановка его на такой учет требуется для подачи заявления на постановку его в очередь ветеранов (инвалидов) ВОВ для участия в государственной программе обеспечения ветеранов ВОВ благоустроенными жилыми помещениями. Решением жилищной комиссии поселения от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом посещении на том основании, что площадь проживания соответствует учетной норме площади жилого помещения, а износ дома составляет всего 45 %. Отказ ответчика незаконный по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны). С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет обеспечиваются жильем. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен. В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О-Ветеранах» (далее - закона), предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в. улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4. ч.1 ст. 15 Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов. Согласно техническому паспорту жилого помещения истца дом не является благоустроенным. В доме печное отопление. Истец в своем заявлении ответчику указал, что находится в преклонном возрасте и не имеет возможности ухаживать за домом, сам нуждается в постоянном постороннем уходе, живет в неблагоустроенном жилье. Своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, ответчик нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки, а именно на предоставление благоустроенного жилья. Просит суд признать отказ администрации Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида ВОВ Михеева М.Н. незаконным и обязать администрацию Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида участника ВОВ Михеева М.Н.

Истец Михеев М.Н. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без его участия, с участием его представителя.

Представитель истца по доверенности А суду пояснила, что поддерживает исковые требования, подтверждает все указанное в иске. Также указала, что жилой дом, в котором проживает истец, не может быть признан пригодным для проживания, поскольку высота потолка должна составлять не менее 2,5 метров, в доме Михеева высота всего 2,3 метра. Также кухня, коридор, котельная- все это одно помещение, что не соответствует современным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Согласно учетной норме жилой площади Михеев обеспечен жильем, однако, просила учесть, что на истца и его супругу приходится только по 7 кв.м. жилой площади. Также указала на отсутствие в доме вентиляции. Дом был построен согласно документов в 1960 году, однако, на самом деле дом построен ранее, так как был перевезен из другого сельского поселения готовым.

Представитель ответчика администрации Самсоновского сельского поселения К в судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает. По его мнению, Михеев М.Н. не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поэтому его права отказом Администрации никак не нарушены. Перед принятием решения об отказе Михееву специалисты администрации изучали его жилищную обстановку, но не нашли оснований для удовлетворения его заявления. В Самсоновском сельском поселении вообще нет центрального отопления, водопровод в доме Михеева имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования Михеева М.Н. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с положениями ст. 21 ЖК РФ и Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно удостоверения серии 1-А Михеев МА.Н. имеет права на льготы и преимущества, установленные ст. 14 ФЗ «о ветеранах» (л.д. 25)

Заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, подтвержден факт обращения истца к ответчику (л.д. 4)

Выпиской из Единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что Михеев М.Н. имеет на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 8,14) Данный факт подтверждается свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27)

Согласно справке Администрации Самсоновского сельского поселения Михеев М.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживает по адресу: <адрес>, совместно с супругой – М (л.д. 9)

Выпиской из похозяйственной книги Администрации Самсоновского сельского поселения подтверждено, что Михеев М.Н. проживает совместно с супругой, в доме, 1960 года постройки, общей площадью 28,3 кв.м., в том числе жилой 14,3 кв.м. (л.д. 15). Размеры дома подтверждены информацией, указанной в техническом паспорте жилого дома.

Из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Михееву отказано в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании того, что площадь проживания соответствует учетной норме площади жилого помещения (л.д. 16)

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Михеев М.Н. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 27).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Самсоновского сельского поселения утвержден протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17)

Согласно техническому паспорту на жилой <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> года постройки, общей площадью 28,3 кв.м., в том числе жилой 14,3 кв.м., физический износ дома на ДД.ММ.ГГГГ составлял 42 %, дом с печным отопление, с центральным водопроводом (л.д. 18-21)

Предметом рассмотрения настоящего спора является оспаривание действий Администрации Самсоновского сельского поселения об отказе в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с соответствием учетной норме площади жилого помещения.

Учетная норма площади жилого помещения в Тарском муниципальном районе Омской области составляет 13,00 кв.м. общей площади.

Принимая во внимание, что, Михеев М.Н., имея на праве собственности дом, общей площадью 28,3 кв.м., расположенный в <адрес>, проживает совместно со своей супругой – М, суд считает, что отказ Администрации Самсоновского сельского поселения в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, выраженный в выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, является обоснованным.

                В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

                -не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения про договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

                -являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

                -проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

                -являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

                Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

     Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В соответствии с ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Приведенные данные о жилищных условиях Михеева М.Н. свидетельствуют о том, что истец проживает в доме, площадь которого не позволяет признать истца обеспеченным менее учетной нормы (28,3 кв.м. на двоих проживающих), а также и то, что истец проживает в Самсоновском сельском поселении, где отсутствуют централизованные инженерные сети, а именно водопровод и канализированные уборные.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Пунктом 33 раздела 3 указанного Положения к таким основаниям отнесено наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

                 Таким образом, поскольку жилое помещение по <адрес> не признано непригодным для проживания, а проживающий в нем истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета он не подлежит.

                Доводы представителя истца о непригодности для проживания истца жилого дома по <адрес> в <адрес>, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Истцом суду не представлен акт межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилья Михеева непригодным для проживания. Напротив, жилой дом пригоден для проживания, имеет процент износа 42 %, не является аварийным, высота потолка менее нормы на 20 см. не является, по мнению суда, основанием для признания дома аварийным и непригодным для проживания. Об этом также заявил и представитель ответчика.

В соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 г. № 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся, в том числе, деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

При этом п. 2.1 названного Положения установлено, что жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

                По мнению суда, с учетом сложившихся условий проживания населения в <адрес>, отсутствия центрального отопления как такового в поселении, Михеев М.Н. является лицом, обеспеченным жилой площадью с учетом требований данной местности.

Часть 1 ст. 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Михеева М.Н. к администрации Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района о признании незаконным отказа Администрации Самсоновского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на ответчика поставить на учет Михеева М.Н. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой отечественной войны, отказать.

     Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Омского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Тарский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья: