Дело № 2-650/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 23 декабря 2011 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Комаровой А.С., представителя ответчика администрации Тарского муниципального района по доверенности Коптева А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2011 года в г. Таре дело по
исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тарского муниципального района о признании незаконным бездействия по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломибильных групп населения в здание магазина, расположенное по адресу: <адрес>, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к администрации Тарского муниципального района, указав, что Межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в <адрес> расположен магазин «Гастроном», согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности данное здание принадлежит администрации Тарского муниципального района. В нарушении требований закона администрация не создала условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно вход в здание не оборудован пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Кроме того, мер со стороны администрации Тарского муниципального района по согласованию с общественными объединениями инвалидов, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов Тарского района, не предпринималось. На основании ч. 3 ст. 30 Закона, для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий. Согласно п. 1.2. Строительных норм и правил РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», требования настоящего документа распространяются только на функционально планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения. На основании п. 3.29 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (пандуса) не должна не превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В соответствии с п. 3.31 СНиП 35-01-2001, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001, вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а у дошкольных учреждений и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручней должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Просит признать незаконным бездействие администрации Тарского муниципального района по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание магазина, расположенное по адресу <адрес> и обязать администрацию Тарского муниципального района обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, расположенное по адресу <адрес>, а именно оборудовать вход в здание пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 в срок до ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика государственную пошлину.
В ходе судебного заседания представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Комарова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила все указанное в иске, настаивала на его удовлетворении.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Тарского муниципального района не явился по неизвестным суду причинам, возражений против иска не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. В материалах дела имеется письменная информация от заместителя Главы Тарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что в 2012 году планируется оборудовать пандусом нежилое помещение- здание магазина «Гастроном» по <адрес> в <адрес>.
Представитель третьего лица Тарской местной организации Омской областной организации «Всероссийское общества инвалидов» Ш пояснил, что поддерживает требования прокурора и настаивает на их удовлетворении. Более 20 лет общество инвалидов пытается создать в <адрес> безбарьерную среду для инвалидов, однако успехов нет. Торговые точки города- самая болезненная проблема для инвалидов. Магазин по <адрес> в <адрес>- наиболее посещаемая точка, более 30 лет торгующая продуктами питания, находится в центре города, где проживает большая часть населения <адрес> и инвалидов в том числе. Со своей стороны руководитель Тарской местной организации Омской областной организации «Всероссийское общества инвалидов» обращался напрямую в администрацию Тарского муниципального района, Министерство труда и социального развития, но результата нет. Для жителей центральной части Тары «Гастроном» является объектом социальной инфраструктуры. На встрече с представителем Губернатора Омской области Полежаева перед выборами, инвалидам было дано обещание выполнить установку пандуса в магазине «Гастроном», однако никаких действий пока не проведено.
Выслушав истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно с ч. 5 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 3 ФЗ от 30.12.2009 N 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
На основании ч. 3 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 N 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в здании магазина «Гастроном», расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащего администрации Тарского муниципального района, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других малобильных групп населения. Данный факт подтверждается информацией о степени оборудования объектов социальной инфраструктуры (л.д. 8-9) и предоставленной фотографией (л.д. 10), которая свидетельствует об отсутствии оборудованного пандуса с поручнями, в соответствии с действующим законодательством.
Правление ТМО Всероссийского общества инвалидов обращалось с ходатайством об оборудовании входа в «Гастроном» пандусом с поручнями (л.д.31,32). В ходатайстве указано о необходимости оборудования входа в магазин пандусом, так как этот магазин находится в центре города, в месте, где проживает большая часть населения <адрес>, в том числе инвалидов с нарушениями органов опорно-двигательного аппарата, иных продуктовых магазинов, доступных для инвалидов, в этом районе города нет.
Помещение по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ от года (л.д. 7).
Суд расценивает данный магазин, как объект социальной инфраструктуры, поскольку установлено, что на протяжении нескольких десятилетий в данном помещении осуществляется торговля только продуктами питания, в дальнейшем специализация магазина не будет меняться, как установлено из объяснений ИП «Гончаренко Н.Г., это же следует из текста договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и из дополнительного соглашения к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, в Тарском районе 207 инвалидов – колясочников, из них 7 детей, как указано в информационной справке от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Тарская ЦРБ».
Согласно п. 1.2. Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73 требования настоящего документа распространяются только на функционально планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения.
На основании п. 3.29 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (пандуса) не должна не превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %.
В соответствии с п. 3.31 СНиП 35-01-2001, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
Также согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001, вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а у дошкольных учреждений и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручней должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
Таким образом, бездействия администрации Тарского муниципального района по не оборудованию входа в здание магазина «Гастроном», расположенного по адресу: <адрес>, пандусом и поручнями, являются незаконными.
Суд возлагает на ответчика обязанность по оборудованию пандусом входа в магазин в срок до ДД.ММ.ГГГГ, считая этот срок реальным и разумным. Доводов о технической невозможности оборудования пандуса, либо о затруднениях иного характера, суду ответчиком не представлено.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, заявленные требования Тарского межрайонного прокурора в части взыскания государственной пошлины с ответчика не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Тарского муниципального района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тарского муниципального района по не обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломибильных групп населения в здание, расположенное по адресу: <адрес> незаконным. Возложить на администрацию Тарского муниципального района обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ (первого сентября две тысячи двенадцатого года) принять меры, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем оборудования входа пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Судья : подпись
Копия верна.
Судья: Секретарь: