Решение от 13.01.2012 года о включении льготный трудовой стаж периодов работы.



                                   Дело № 2-29/2012год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Тара Омской области                                            13 января 2012 года

      Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием истца Девятьяровой Н.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Тарском районе по доверенности Т., представителя третьего лица КОУ Тарская средняя общеобразовательная школа № 2» К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 13 января 2011 года гражданское дело по иску

Девятьяровой Н.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области о включении в льготный трудовой стаж периода работы, возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в Тарский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в нем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ в Тарском районе с заявлением, в котором просила назначить ей пенсию по старости досрочно за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. В результате рассмотрения Комиссией ответчика ДД.ММ.ГГГГ вопроса о возможности реализации её права на досрочное назначение пенсии было отказано в связи с тем, что она не выработала специальный стаж по педагогической деятельности. Считает решение об отказе незаконным в части невключения в стаж педагогической деятельности периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и учебных отпусках, в связи с чем нарушающим её пенсионные права, по следующим причинам. Так, при исчислении стажа педагогической деятельности по двум вариантам, комиссия ответчика необоснованно исключила из специального стажа следующие периоды работы: период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет: с ДД.ММ.ГГГГ.1996г. по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя средней школы № 2 <адрес>; периоды учебных отпусков: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком не оспаривается факт того, что её должность и места работы с начала трудовой деятельности и до настоящего времени соответствуют требованиям, необходимым для осуществления права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 п.1 ст. 27 ФЭ-173 от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссия ГУ -УПФ РФ в Тарском районе при рассмотрении заявления не учла, что в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Соответственно в специальный (педагогический) стаж засчитывается вся продолжительность нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, так как иное противоречило бы Конституции РФ и рекомендациям по правоприменительной практике, изложенным в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. Просит суд признать незаконным решение комиссии ГУ УПФРФ в Тарском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Девятьяровой Н.В. в назначении досрочной пенсии по старости, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды работы учителем в средней школе № 2 г.Тара: с ДД.ММ.ГГГГ.1996г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ - УПФР в <адрес> назначить ей трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

    В судебном заседании истец Девятьярова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду подтвердила все указанное в иске.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Тарскому району Омской области по доверенности Терещенко Я.В. иск не признал, суду пояснил, что Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Тарском районе Омской области считает требования заявителя необоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Девятьярова Н.В. согласно трудовой книжке работает учителем начальных классов Тарской средней общеобразовательной школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день обращения за пенсией). В уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Комитетом по образованию Тарского района, имеются сведения о наличии у заявительницы: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпусков без сохранения заработка, в период с ДД.ММ.ГГГГ поЗ ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вышеперечисленные периоды подлежат исключению из подсчета при определении количества специального стажа в соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 29, а также в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516. Учитывая данные сведения на дату обращения за назначением пенсии у истца страховой стаж составляет 25 лет 00 месяцев 16 дней, специальный стаж составляет 23 года 02 месяца 07 дней. Просит суд в иске отказать.

Представитель третьего лица КОУ Тарская средняя общеобразовательная школа № 2» К. поддержал позицию истицы и просил назначить ей пенсию с момента ее обращения в органы ПФ.

    Выслушав стороны, суд находит исковые требования Девятьяровой Н.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим причинам.

    В соответствии с решением Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, а так же протоколом ГУ УПФРФ в Тарском районе от ДД.ММ.ГГГГ Девятьяровой Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого количества льготного трудового стажа. При этом комиссией установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – она находилась в отпуске по уходу за ребенком, а в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – находилась в учебных отпусках, которые были исключены ответчиком из льготного трудового стажа (л.д. 13, 14-15). Факт нахождения истица в дополнительных отпусках, в спорные периоды также подтверждается справкой уточняющей условия труда (л.д. 10).

В соответствии с копией трудовой книжки (л.д. 20-23) установлено, что Девятьярова Н.В. работает в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. 20-23). Данный факт также подтверждается справкой Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района Омской области (л.д. 11).

В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается гражданам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность, независимо от их возраста.

    Указанная норма предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной ст. 80 закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в список работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со п.19 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на назначение указанной пенсии предоставлено лицам, работающим в должности учителя начальных классов, в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичная позиция отражена и в Постановлении Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, утверждающем Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», который надлежит использовать при подсчете выслуги за период работы до 01.11.1999 г.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведённых выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребёнком истицы начался только ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что данный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в стаж работы Девятьяровой Н.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

    По свидетельству о рождении (л.д.19), Д, дочь истицы, родилась ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, суд считает не обоснованными доводы истца о включении в льготный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и отказывает в их удовлетворении в этой части.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

    При этом судом учитывается, что в период предоставления истице дополнительного оплачиваемого отпуска, за ней было сохранено место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя в учебном отпуске работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд. На основании вышеизложенного, исковые требования Девятьяровой Н.В. о включении в льготный трудовой стаж периодов нахождения в учебных отпусках подлежат удовлетворению.

    При вынесении решения о частичном удовлетворении исковых требований Девятьяровой Н.В. суд учитывает, что при включении в льготный трудовой стаж истицы спорных периодов учебных отпусков, ее стаж составит 23 года 05 месяцев 07 дней, что менее, установленных законодательством, необходимых 25 лет льготного стажа. Исходя из изложенного, у суда нет возможности обязать ответчика назначить истцу досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, как она того просит.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца о возложении обязанности на ответчика по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Девятьяровой Н.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в педагогический стаж периодов нахождения в учебных отпусках и в отпуске по уходу за ребенком и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области включить в льготный трудовой стаж Девятьяровой Н.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды нахождения в учебных отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части в удовлетворении исковых требований Девятьяровой Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение одного месяца с момента его вынесения.

Судья