Дело № 2-18/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Тара Омской области 10 января 2012 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием ответчика Рябченко Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 10 января 2012 года дело по иску ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» к Рябченко Е.М. о взыскании платы за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения,
У С Т А Н О В И Л :
ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» обратилось в Тарский городской суд с исковым заявлением к Рябченко Е.М. о взыскании платы за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, указав, что 10 декабря 2010 года автомобиль <данные изъяты>, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования Федерального значения 1Р402 с превышением предельно допустимой массы и допустимых осевых нагрузок на оси автомобиля, без специального разрешения. Данный факт установлен инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Омской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте УГАДН по Омской области ФСНСТ (СПВК-52) и подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ответчик в нарушение п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ и п. 1.4. «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом», утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной дороге без специального разрешения с превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства. Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 84 948,46 рублей. Согласно Положению о Росавтодоре, Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Согласно п. 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Поскольку автотранспортное средство ответчика осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без соответствующего разрешения и внесения платы, возместить которую в добровольном порядке последний отказался. Просит суд, Взыскать с Рябченко Е.М. в доход федерального бюджета плату за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 84 948 рублей 46 копеек.
В судебном заседании представитель истца ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» не участвовал, просил рассмотреть дело без его участия, поддержал исковые требования.
Ответчик Рябченко Е.М. в судебном заседании иск добровольно признал, не представил суду возражений относительно заявленных требований. О признании иска подал письменное заявление.
Третье лицо в судебное заседание не явилось.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы иных лиц (ст. 39,173 ГПК РФ).
В соответствии актом № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что автотранспортное средство, принадлежащее Рябченко Е.М., осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения с превышением предельно допустимой массы и допустимых осевых нагрузок на оси автомобиля (л.д. 6). Размер ущерба составил 72085, 30 руб.
Согласно представленного истцом расчета от ДД.ММ.ГГГГ, размер вреда причиненного транспортным средством, осуществлявшего перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения по акту № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что размер ущерба составил 84948,46 руб.(л.д. 7-8).
В соответствии Уставом федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 01 июня 2011 года № 68, федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства. ФКУ «Сибуправтодор» является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет РФ. (л.д. 10-28).
Из распоряжения Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 04.08.2003 года №1833-р и акта о закреплении государственного имущества следует, что за ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» закреплена трасса Омск-Тюмень, протяженность которой составляет 234 км. (л.д.31-34).
Согласно претензии установлено, что истец обращался к ответчику с требованием о возмещении ущерба в сумме 72085,30 рублей (л.д. 35).
В соответствии со руководством по эксплуатации системы дорожного контроля СДК.Ам и свидетельства о проверку установлено, что система дорожного контроля СДК.Ам-01-2-2, заводской номер 337 соответствует требованиям обязательных стандартов и техническим условиям ТУ 4274-005-49804336-01 (л.д. )
Согласно требований п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с п. 6 этой же статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, т.е. Федеральным дорожным агентством.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что автомобиль <данные изъяты>, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения 1Р402 с превышением предельно допустимой массы и допустимых осевых нагрузок на оси автомобиля, без специального разрешения, чем нарушил п.1 ст. 31 Федерального закона РФ.
В связи с чем, суд считает, что действия ответчика выразились в причинении вреда дорожному покрытию, что влечет в соответствии с п.8,9 ст. 31 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 года №257- ФЗ возникновения у владельца транспортного средства обязанности уплаты за нанесенный дороге ущерб.
В соответствии с ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч.1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.
Согласно пунктов 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 (далее Положение о Росавтодоре) Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Таким образом, суду приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований истца о взыскании с ответчика платы за провоз тяжеловесного груза.
При этом, согласно п. 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934, Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:
,
где:
- размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);
- размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
, , - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
- количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;
- протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
- базовый компенсационный индекс текущего года.
Принимая во внимание изложенное, расчет платы за провоз тяжеловесного груза, будет следующим:
Расчет вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного <данные изъяты>, согласно таблицы №1 Приложения к поставлению Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 934, учитывая, что допустимая полная масса38,0 фактическая - 71,35 т (результат взвешивания), превышение - 33,35 т, Рпм = 1730.
Расчет размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, согласно таблицы №2 Приложения к постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 934:
Превышение массы по 2-й оси: 7,0 т - допустимые (таблица 1.1. приложения №1 к Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утверждена Минтрансом РФ 27 мая 1996 г. (Далее инструкции); 11,8 т - фактические результат взвешивания); Превышение в процентном отношении составляет: (11,8 - 7):7 х 100% = 68 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного составляет - 505 + 39,5 х 68 + 0,65 х 682 = 6196 руб. на 100 км
Превышение массы по 3-й оси: 7,0 т - допустимые (таблица 1.1. приложения №1 к Инструкции); 11,4 т - фактические результат взвешивания); Превышение в процентном отношении составляет: (11,4 - 7):7 х 100% - 63 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного яства, составляет - 505 + 39,5 х 63 + 0,65 х 632 = 5572 руб. на 100 км.
Превышение массы по 4-й оси: 7,5 т - допустимые (таблица 1.1. приложения №1 к Инструкции); 10,75 т - фактические ультат взвешивания); Превышение в процентном отношении составляет: (10,75 - 7,5):7,5 х 100% = 43 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного детва, составляет - 4105 руб. на 100 км
Превышение массы по 5-й оси: 7,5 т - допустимые (таблица 1.1. приложения №1 к Инструкции); 11,3 т - фактические ультат взвешивания); Превышение в процентном отношении составляет: (11,3 - 7,5):7,5 х 100% = 50,7 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного детва, составляет - 5215 руб. на 100 км.
Превышение массы по 6-й оси: 7,5 т - допустимые (таблица 1.1. приложения №1 к Инструкции); 11 т - фактические (результат взвешивания); Превышение в процентном отношении составляет: (11 - 7,5):7,5 х 100% = 46,7 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства, составляет - 4105 руб. на 100 км
Превышение массы по 7-й оси: 7,5 т - допустимые (таблица 1.1. приложения №1 к Инструкции); 10,95 т - фактические (результат взвешивания); Превышение в процентном отношении составляет: (10,95 - 7,5):7,5 х 100% = 46 %. Таким образом, превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства, составляет - 4105 руб. на 100 км.
Протяженность маршрута Тюмень-Омск (трассы (1Р402)) составляет [(610 - 376) = 234 км.
Базовый компенсационный индекс 2010 года (Т1т): 1,17.
Таким образом, размер вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшего перевозку тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам федерального значения составил:
[1730 + (6196 + 5572 + 4105 + 5215 + 4105 + 4105)] х 2,34 (сотен км) х 1,17 = 84 948,46 руб.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит сумма в размере 84948, 46 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» к Рябченко Е.М. о взыскании платы за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Рябченко Е.М. в Федеральный бюджет РФ плату за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 84948 (восемьдесят четыре тысячи девятьсот сорок восемь) рублей 46 копеек.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем направления апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение одного месяца с момента его вынесения.
Судья