Решение от 09.02.2012 года о включении различных периодв работы в льготный трудовой стаж.



                                   Дело № 2-19/2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области                                                     09февраля 2012 года

      Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием истца Дрикис Л.Г., представителей ответчика ГУ УПФ РФ в Тарском районе по доверенности Т, С, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 09 февраля 2012 года гражданское дело

по иску Дрикис Л.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области о признании решения № 375 от 27.09.2011 года незаконным, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период работы,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в Тарский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в нем, что 30 августа 2011 года она обратилась с письменным заявлением в ГУ УПФ РФ в <адрес> о назначении ей пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью. Ее заявление было рассмотрено Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав на соответствующем заседании. Согласно Протоколу заседания от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия решила исключить из ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тарской школе-интернате им. К в должности организатора внеклассной работы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком до достижения им возврата трех лет. ДД.ММ.ГГГГ руководитель ГУ УПФ ФР в Тарском районе Омской области приняла Решение за об отказе в назначении пенсии. Отказ в назначении пенсии основан на выводах заседания Комиссии. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п/п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исключение из педагогического стажа периодов работы в должности организатора внеклассной работы мотивировано тем, что эта должность не предусмотрена указанным списком. Она не согласна с исключение из специального стажа периодов работы в должности организатора внеклассной работы по следующим основаниям. В силу п/п.10 п.1 ст.28 указанного выше Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Действительно, в разделе «Наименование должностей» Списка должность организатор внеклассной работы не предусмотрена, а предусмотрена расширенная в своем наименовании должность организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. В действительности указанные обе должности тождественны. В оспариваемые периоды школа-интернат являлась педагогическим детским учреждением с постоянным пребыванием детей. Поэтому организатор внеклассной работы, безусловно, выполнял обязанности не только по внеклассной работе, но и по внешкольной работе и в обоих случаях непосредственно с детьми. Просит суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального трудового (педагогического) стажа работы в должности организатором внеклассной работы и обязать Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области» включить в специальный трудовой (педагогический) стаж Дрикис Л.Г. период работы в должности организатора внеклассной работы в Тарской школе-интернате им. К с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания истцом Дрикис Л.Г. подано заявление об уточнении исковых требований, указано, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ это не период ее работы в должности воспитателя, а период отпуска по уходу за ребенком, просила суд его также включить в ее льготный стаж.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец увеличила объем исковых требований, указала, что ответчиком исключен из спецстажа период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период отпуска по уходу за ребенком, просила суд включить в ее льготный стаж и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

        В судебном заседании истец Дрикис Л.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, суду подтвердила все указанное в иске. Настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Тарскому району Омской области по доверенности Терещенко Я.В. иск не признал, пояснил, что по трудовой книжке Дрикис Л.Г. прослеживаются сведения о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тарской школе- интернате им. К в должности организатора внеклассной работы. При исчислении специального стажа по Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ данные периоды подлежат исключению из специального стажа. Должность организатора внеклассной работы не предусмотрена разделом «Наименование должностей» списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ При исчислении специального стажа с учетом Постановления КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тарской школе-интернате им. К в должности организатора внеклассной работы, также подлежат исключению из специального стажа. Должность организатора внеклассной работы не предусмотрена ни одним из Постановлений.Согласно вышеперечисленным спискам правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются «организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Учитывая данные сведения на дату обращения за назначением пенсии у Дрикис Л.Г. страховой стаж составляет 25 лет 00 месяцев 16 дней, специальный стаж составляет 22 года 10 месяцев 23 дня. Не усматривает основания удовлетворять и дополненные требования Дрикис о включении в спец стаж периода декретного отпуска после ДД.ММ.ГГГГ.На основании вышеизложенного просит отказать Дрикис Л.Г. в признании незаконным решения комиссии ГУ - УПФ РФ в Тарском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ и не включать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы Дрикис Л.Г. в должности организатора внеклассной работы в Тарской школе-интернате им. К с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика С поддержала позицию представителя Т, просила отказать истице в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица не явился в судебное заседание, был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Дрикис Л.Г. подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

    В соответствии с решением Комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ Дрикис Л.Г. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. (л.д. 6)

    Согласно протоколу ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Дрикис Л.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссией установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности организатора внеклассной работы в Тарской школе-интернате им. К. По мнению ответчика должность организатора внеклассной работы не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому работа Дрикис в данной должности за указанный период не может быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. По мнению ответчика, специальный стаж истца на момент обращения составил 22 года 10 месяцев 23 дня. Однако данная позиция ответчика, по мнению суда, не соответствует нормам пенсионного законодательства (л.д. 7-8).

        Как следует из записей в трудовой книжке истца АТ-V она работала в должности организатора внеклассной работы в Тарской школе-интернате им. К в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

        Указанный период работы в должности организатора внеклассной работы подтверждается так же справкой, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, и подтверждающей занятость полный рабочий день при 5-ти дневной рабочей неделе и 8-ми часовом рабочем дне, выданной истице «Тарский детский дом им. К» (л.д.12).

        При вынесении решения судом учитывается, что ответчиком не оспаривается факт работы Дрикис Л.Г. в должности организатора внеклассной работы Тарской школе-интернате им. К полный рабочей день при 5-ти дневной рабочей неделе и при 8-ми часовом рабочем дне. Какие-либо доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в справке, уточняющей условия труда, ответчиком не представлены.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Соответственно при назначении досрочной пенсии применяются списки, утвержденные не только Правительством РФ, но и аналогичные списки (с дополнениями и изменениями), утвержденные Кабинетом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463. Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы Дрикис Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с которым в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в детских домах, детских трудовых воспитательных колониях, детских приемных и детских приемных пунктах, детских приемниках-распределителях, логопедических пунктах и стационарах, школах-клиниках.

Таким образом, Дрикис Л.Г. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее прав. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Должность "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми" предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

Между тем, согласно пункту 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г.

Судом установлена тождественность выполняемых Дрикис функций в должности "организатор внеклассной работы" работе в должности "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Суд полагает, что работодателем Дрикис допущены недочеты в заполнении трудовой книжки истицы.

С учетом изложенного суд находит обоснованными исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода работы Дрикис Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности организатора внеклассной работы Тарской школе-интернате им. К, поскольку указанная должность тождественна должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и ее выполнение засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г.

Порядок назначения пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность, определяется Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. В соответствии с п. 4-6 указанных Правил период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет не включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38) и подлежит включению в льготный трудовой стаж истицы.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведённых выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за вторым ребёнком Дрикис Л.Г. начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учётом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в стаж работы Дрикис Л.Г., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

    Таким образом, суд считает необходимым зачесть в льготный трудовой стаж истицы периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты рождения детей.(л.д. 40-41). Данный период составляет 2 года 08 дней. Также суд засчитывает истице в спецстаж периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ (после выходы их первого декретного отпуска) по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 1 месяц 13 дней.

При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Дрикис Л.Г. суд учитывает, что при включении в льготный трудовой стаж истицы спорных периодов ее педагогический стаж составит на дату обращения в ПФ более 25 лет ( с учетом добровольного признания ответчиком периода 22 года, 10 месяцев 23 дня), что соответствует требованиям, установленным законодательством о трудовых пенсиях.

Таким образом, суд приходит к выводу в обоснованности требований истца о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 200 рублей, уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ГУ УПФ РФ в Тарском районе в пользу истца.

               На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дрикис Л.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период работы удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тарском районе Омской области включить в льготный трудовой стаж Дрикис Л.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной работы Тарской школе-интернате им. К, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Дрикис Л.Г. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> в пользу Дрикис Л.Г. государственную пошлину в сумме 200 рублей, оплаченную при подаче искового заявления.

Данное решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение одного месяца с момента его оглашения.

Судья