Решение от 22.06.2012 года о признании незаконным бездействия в непринятии мер по сбору, вывозу бытовых отходов без специального разрешение (лицензии).



Дело № 2-331/ 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Режнова В.Т., при секретаре Ивановой Н.А., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Комаровой А.С., представителя ответчика Пуц С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2012 года в г. Таре исковое заявление Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУ «Городское хозяйство» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по сбору, вывозу бытовых отходов без специального разрешения (лицензии), а также о возложении обязанности по получения лицензии на осуществление сбора, вывоза бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Тарский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Городское хозяйство» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по сбору, вывозу бытовых отходов без специального разрешения (лицензии), а также о возложении обязанности по получения лицензии на осуществление сбора, вывоза бытовых отходов, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» (далее МБУ «Городское хозяйство»). В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что МБУ «Городское хозяйство», осуществляет деятельность по сбору, вывозу бытовых отходов с территории городского поселения Тарского муниципального района Омской области в отсутствие предусмотренной лицензии, чем грубо нарушаются требования Конституции РФ об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду. В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Согласно статье 4 федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В соответствии со ст. 9 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии со статьей 7 Закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 указанного закона, представляется лицензия. Также ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Этой же статьей закон установлено, что сбором отходов является прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию. Согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Устав МБУ «Городское хозяйство» к видам деятельности относит в т.ч. и организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Просит суд, признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство» в лице руководителя Пуц С.В., выразившееся в непринятии мер по сбору, вывозу бытовых отходов без специального разрешения (лицензии), обязать муниципальное бюджетное учреждение «Городское хозяйство» получить лицензию на осуществление сбора, вывоза бытовых отходов в срок ДД.ММ.ГГГГ

    В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора Комарова А.С. заявленные исковые требования признала в полном объеме суду дала аналогичные пояснения. Представитель МБУ «Городское хозяйство» Пуц С.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что консультировался со специалистами и полагает, что деятельность МБУ Городское хозяйство по сбору мусора не подлежит лицензированию.

Выслушав стороны, изучив материалы дела суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в части.

Согласно ст. ст. 8 и 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Функционирование экономической системы предполагает свободную, основанную на принципах самоорганизации хозяйственную деятельность юридических лиц как основных субъектов рыночной экономики.

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской деятельности, федеральный законодатель определяет порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливает дополнительные требования. Ограничения вводятся только федеральным законом и только в целях защиты конституционных ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Статьи 49 и 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.

Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.

Действующими редакциями подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлена обязанность по лицензированию самостоятельных видов деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Как следует из Устава МБУ «Городское хозяйство» к видам деятельности относится оказание услуг по вывозу бытовых отходов. Данный вид деятельности подлежит лицензированию, соответственно суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство», выразившееся в непринятии мер по сбору, вывозу бытовых отходов без специального разрешения (лицензии), обоснованными.

Вместе с тем суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований Тарского межрайонного прокурора в части возложения обязанности на ответчика получить лицензию на осуществление сбора, вывоза бытовых отходов в срок до 20.02. 2013 года.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное юридическому лицу лицензирующим органом. Возлагая на юридическое лицо обязанность получить лицензию, суд ставит исполнение решения в зависимость от действий и решений лицензирующего органа, что заведомо влечет невозможность принудительного исполнения судебного акта.

При этом экономическая деятельность осуществляется на основе принципа презумпции добросовестности участников гражданского оборота (п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 2 ст. 3 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"), и предполагается, что ответчик обязан обеспечить осуществление своей деятельности в соответствии с обязательными законными требованиями, чем не исключается возможность государственного контроля за его деятельностью.

Требование о понуждении самостоятельного хозяйствующего субъекта к осуществлению какого-либо вида деятельности не основано на нормах права.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения «Городское хозяйство», выразившееся в непринятии мер по сбору, вывозу бытовых отходов без специального разрешения (лицензии).

В остальной части в удовлетворении исковых требований Тарского межрайонного прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение 1 месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд.

Судья подпись.

Копия верна Судья Секретарь