Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Гречкань Н.И., при секретаре Лукиной М.А., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Романцовой И.В., представитель ответчика С по доверенности И, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2011 года в г. Таре исковое заявление Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к С о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц С о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, указав, что в деятельности учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения трудового законодательства, а именно не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. По положениям ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Кроме того, согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Рабочий состав любой организации не является постоянно статичным в связи с тем, что трудовые отношения с одними работниками прекращаются, на место уволенных по инициативе работодателя либо уволившихся по собственной инициативе или иным, предусмотренным трудовым законодательством основаниям, принимаются на работу иные лица, круг которых на момент предъявления искового заявления конкретно определить невозможно.
При этом обеспечение гарантированного Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, любому потенциально возможному кандидату, который намерен реализовать свое право на труд путем трудоустройства в С о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, гарантирует лишь проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в отношении каждого рабочего места.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569), аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность лиц, работающих в С, составляет 38 человек.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) нарушает права и интересы работников, неопределенного круга лиц, создает угрозу личной безопасности указанной категории лиц и повышенного производственного травматизма. Просит суд возложить на С обязанность по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, именно заключить договор с организацией Омской области, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а так же заключить договор с аккредитованной испытательной лабораторией Омской области, участвующей в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставить указанные сведения в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району в течение 6 месяцев.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Романцова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала аналогичные пояснения. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика С по доверенности И исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что в настоящее время у СПК «Ермаковский» не проведена аттестация рабочих мест. Однако администрацией учреждения проводится работа в данном направлении, а именно заключен договора на проведение аттестации рабочих мест, который полностью оплачен, проведены необходимые замеры. Ходатайствует о снижении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с СПК «Ермаковский».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Суд учитывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации возложена на работодателя. Кроме того, в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
При этом обеспечение гарантированного Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, любому работающему, либо потенциально возможному кандидату, который намерен реализовать свое право на труд путем трудоустройства в С, гарантирует лишь проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в отношении каждого рабочего места.
В соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569), аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность лиц, работающих в С, составляет 38 человек, рабочие места не имеют аттестации по условиям труда.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что в соответствии с п/п 3, 7 п. 4 вышеуказанного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются, в том числе, в целях: предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
Таким образом, деятельность С, в ходе которой им осуществляется привлечение граждан к труду на рабочих местах, не имеющих аттестации по условиям труда, создает потенциальную угрозу их жизни и здоровью, возможность воздействия на них вредных и (или) опасных производственных факторов, лишает их возможности получить информацию о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с С подлежит государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления. Суд считает возможным удовлетворить ходатайство ответчика, снизить размер государственной пошлины до 200,0 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к С о возложении обязанности по принятию мер, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, удовлетворить.
2. Возложить на С обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно заключить договор с организацией Омской области, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а так же заключить договор с аккредитованной испытательной лабораторией Омской области, участвующей в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставить сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району.
3. Взыскать с С в бюджет Тарского муниципального района Омской области государственную пошлину в сумме 200 рублей.
4. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Тарский городской суд.
Судья