Дело № 2-668/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара 17 октября 2012 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Казаковой Н.Н., при секретаре Ивановой Н.А., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Селезневой А.В., представителя ответчика МБУК «Тарский КДЦ «Север» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2012 года в г. Таре дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к МБУК «Тарский КДЦ «Север» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север», в ходе которой выявлены нарушений указанного законодательства. Проведённой проверкой установлено, что в Муниципальном бюджетном учреждении культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север», должным образом не соблюдается законодательство о пожарной безопасности. Так, в ходе проведённой проверки выявлены следующие нарушения: В КДЦ «Север» не произведен ремонт спринклерной установки пожаротушения. (ФЗ № 123, ст. 61 ч. 2, ППР п. 61); В подвале КДЦ «Север» допускается размещение горючих материалов (декораций, инвентаря и т.п.). (ВППБ 13-01-94 п. 2.1.24). Данные нарушения законодательства о пожарной безопасности нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу личной безопасности, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей. Просит суд возложить обязанность на Муниципальное бюджетное учреждение культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно- досуговый центр «Север» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению «рушений требований пожарной безопасности, а именно: в КДЦ «Север» произвести ремонт спринклерной установки пожаротушения; в подвале КДЦ «Север» убрать горючие материалы (декорации, инвентарь и т.п.), а также взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север» государственную пошлину в доход местного бюджета.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Селезнева А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала аналогичные пояснения. Суду дала аналогичные показания.
В судебном заседании представитель ответчика МБУК «Тарский КДЦ «Север» ФИО4, заявленные исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что действительно указанные в иске нарушения пожарной безопасности имеют место, однако для их устранения требуются значительные финансовые вложения, поэтому в настоящий срок их устранить не представляется возможным. В срок до ДД.ММ.ГГГГ данные нарушения будут устранены.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно информации о противопожарном состоянии МБУК «Тарский КДЦ «Север» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в помещениях МБУК «Тарский КДЦ «Север» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе и те нарушения, которые указаны в иске (л.д. 17-18).
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в здании МБУК «Тарский КДЦ «Север» обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе не произведен ремонт спринклерной установки пожаротушения, в подвале муниципального бюджетного учреждения культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север» хранятся горючие материалы (декорации, инвентарь и т.п.) (л.д. 22-24). Предписанием № ответчику предложено устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 25-26).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В статье 20 Конституции РФ указано - каждый имеет право на жизнь.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества- и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, основными обязанностями руководителя организации являются:
1) соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
2) разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности;
3) содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущения их использования не по назначению;
4) предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств;
5) незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее -ППР).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 N 736 утверждены Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (далее - ВППБ 13-01-94).
Согласно п. 2.1.24 ВППБ 13-01-94 хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках, рабочих площадках, чердаках, под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах, расположенных под зрительным залом и не имеющим обособленных выходов наружу, запрещается.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения должно обеспечивать достижение одной или нескольких из следующих целей: ликвидация пожара в помещении (здании) до возникновения критических значений опасных факторов пожара; ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости строительных конструкций; ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу; ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок.
Согласно п. 61 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В судебном заседании установлено, что в здании МБУК «Тарский КДЦ «Север» имеются выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, их спасению на случай пожара, что может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью и (или) массовой гибели людей.
Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о возложении обязанности принять меры по устранению названных нарушений подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Вместе с тем суд учитывая, что материальное положение ответчика, а также что для устранения нарушений требований пожарной безопасности потребуются значительные материальные затраты, приходит к выводу о необходимости снижения суммы государственной пошлины до 200 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: произвести ремонт спринклерной установки пожаротушения, из подвала муниципального бюджетного учреждения культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север» убрать горючие материалы (декорации, инвентарь и т.п.).
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры Тарского муниципального района Омской области «Тарский культурно-досуговый центр «Север» в бюджет Тарского муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суда в течение одного месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд.
Судья: