Решение по иску прокурора к администрации с.Кызыл-Арыг об обязывании провести оценку строений, помещений и сооружений граждан.



Дело № 2-18/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 января 2011 года с.Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ажи С.А.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тандинского района Соловьев С.С. в интересах муниципального образования к Администрации сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании к проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

у с т а н о в и л:

Прокурор Тандинского района Соловьев С.С. обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования к администрации сельского поселения сумон Кызыл-Арыг Тандинского кожууна о наложении обязанности по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, ссылаясь на то, что в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения сумон Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва не осуществляется заказ на проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Согласно п.п. 1,2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 55 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся доходы от местных налогов и сборов. Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц. Согласно статье 2 п. 1 Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". утвержденного Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 года за № 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п. 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Согласно данным ГП «Бюро технической инвентаризации» администрация сельского поселения сумон Кызыл-Арыг Тандинского района РТ не обращались в органы БТИ с заказами о проведении оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что влияет на начисление налога на имущество физических лиц. Данный вид налога зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения, следовательно, местный бюджет недополучает значительные денежные средства. Таким образом, в нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией сельского поселения сумон Кызыл-Арыг Тандинского района Республики Тыва не принято мер по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что не позволяет должным образом начислять налог на имущество физических лиц. Прокурор просит обязать ответчика провести оценку строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд наложить на администрацию сельского поселения сумона Кызыл-Арыг обязанность по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в двухмесячный срок.

В судебное заседание представитель ответчика глава администрации сельского поселения сумон Кызыл-Арыг Тандинского района Республики Тыва не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.п. 1,2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся доходы от местных налогов и сборов.

Согласно статье 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц.

Согласно статье 2 п. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", утвержденного Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 года за № 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с п. 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

Из представления прокурора Тандинского района Соловьев С.С. от 10 мая 2010 года, адресованного главе сельского поселения сумона Кызыл-Арыг следует, что в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Кызыл-Арыг не принято мер по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что не позволяет должным образом начислять налог на имущество физических лиц.

Согласно ответу ГУП Бюро технической инвентаризации Администрация сельского поселения Кызыл-Арыг Тандинского района в органы БТИ с заявками о проведении оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности за период 2009-2010 г.г. не обращались.

Администрация сельского поселения сумона Кызыл-Арыг не представила суду никаких доказательств того, что они обращались в органы БТИ с заявками о проведении оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности сумона Кызыл-Арыг.

На основании п. 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор Тандинского района был вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования.

Отсутствие данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности по состоянию на 1 января каждого года, повлекло не начисление налога на имущество физических лиц, в результате чего местный бюджет недополучил доходы от местных налогов.

В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению.

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Кызыл-Арыг освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тандинского района Соловьев С.С. удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва провести оценку строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Ажи С.А.