Дело № 2-53/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 12 января 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ажи С.А., при секретаре Саян А.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании зарегистрировать устав. у с т а н о в и л: Прокурор Тандинского района Соловьёв С.С. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании зарегистрировать устав, указывая на то, что решением Хурала представителей сельского поселения от 5 марта 2010 года № 4 внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумона Успенка. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований « (далее ФЗ -№ 97) и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке установленном федеральным законом. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147 «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации осуществляет Управление Минюста по РТ. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005, № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются: 1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; 2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; 3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В связи с чем, глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В нарушение указанных выше норм Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой сельского поселения не приняты меры по государственной регистрации правового акта – решения Хурала представителей сельского поселения сумон Успенка «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон Успенка» и по включению его в государственный реестр уставов муниципальных образований. Отсутствие в государственном реестре уставов муниципальных образований сведения о регистрации решения Хурала представителей сельского поселения сумона Успенка «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Успенка» влечет недействительность решения представительного органа. В связи с чем, указанные в представлении прокурора нарушения федерального законодательства Главой сельского поселения не устранены и (указанные в протесте прокурора пункты устава, противоречащие нормам федерального законодательства не приведены в соответствие федеральному законодательству). В соответствии с нормами ч. 4 ст. 7 и ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования как основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, принятый на местном референдуме (сходе граждан), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Противоречие устава сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна федеральному законодательству влечет нарушение прав, интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ (ст.ст. 12,130-133). Также бездействие главы сельского поселения, выразившиеся в не устранении противоречий Устава сельского поселения федеральному законодательству и не регистрации в Управлении Минюста по РТ внесенных изменений в устав нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна, поскольку несоблюдение закона ставит под сомнение демократический принцип деятельности государства и общества. Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на территории Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Мельникова А.В. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании глава сельского поселения сумона Успенка Оюн С.Х. с иском не согласилась и пояснила, что решение Хурала представителей сумона Успенка «О внесении изменений и дополнений в Устав сумона Успенка» от 5 марта 201 года № 4 зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Республики Тыва от 17 мая 2010 года, о чем имеется штамп. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 97- ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147 «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации осуществляет Управление Минюста по РТ. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005, № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются: 1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; 2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; 3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В связи с чем, глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В соответствии с нормами ч. 4 ст. 7 и ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования как основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, принятый на местном референдуме (сходе граждан), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно решению Хурала представителей сумона Успенка Тандинского района «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва» от 5 марта 2010 года за № 4 в Устав сельского поселения сумон Успенка внесены изменения и дополнения. Глава сельского поселения сумона Успенка представила суду доказательства того, что они обращались в Управление Министерства юстиции Республики Тыва для регистрации внесенных в Устав муниципального образования изменений и дополнений. Из имеющегося штампа на решении Хурала представителей сумона Успенка «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва» от 5 марта 2010 года за № 4, видно, что изменения и дополнения зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Республики Тыва 17 мая 2010 года за № Р41756308210001. На основании п. 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор Тандинского района был вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования. Поскольку глава сельского поселения сумона Успенка принимает меры по государственной регистрации правового акта – решения Хурала представителей сельского поселения сумон Успенка «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон Успенка», то исковые требования прокурора Тандинского района не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании зарегистрировать устав отказать. Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Ажи С.А.