Гражданское дело № 2-151\11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 11 апреля 2011 года село Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ажи С.А., при секретаре Ондар А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. в интересах инвалидов Тандинского кожууна и неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании устроить разделительные поручни на подход к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом, установил: Заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. в интересах инвалидов Тандинского кожууна и неопределенного круга лиц обратилась в суд к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва (далее МОУ СОШ села Кызыл-Арыг) об обязывании принять меры к беспрепятственному доступу инвалидов и маломобильных групп населения в здание школы. В обоснование иска указала, что проведенной проверкой в МОУ СОШ села Кызыл-Арыг, расположенной по адресу Тандинский кожуун, с. Усть-Хадын, ул. Школьная, д. 26, установлено, что требования федерального законодательства в части создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресло - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) не созданы, что подтверждается итогом проверки МОУ СОШ села Кызыл-Арыг. В Тандинском кожууне на учете состоят 1060 человек инвалидов. Из них инвалидов-колясочников 23, по региональному регистру всего на учете состоят 670 человек. Ограничения жизнедеятельности данной категории населения при полной или частичной утрате возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и заниматься трудовой деятельностью требуют социальной поддержки со стороны как всего общества, так и органов местного самоуправления, обеспечивающей инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, и создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Просит суд обязать ответчика в трехмесячный срок оборудовать подход к зданию школы пандусом и установить разделительные поручни. В судебном заседании представитель прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала исковые требования полностью, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила установить срок три месяца для исполнения. Представитель ответчика МОУ СОШ села Кызыл-Арыг Оюн Ч.В. в судебном заседании иск поддержала и пояснила, что в школе установили пандус и деревянный поручень и представила фотографии. Суд, заслушав прокурора, ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресло-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения являются Строительные нормы и правила 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года. Результаты проведенной проверки исполнения законодательства об общем образовании свидетельствуют о нарушении принципа доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в отсутствии специального оборудования в общеобразовательных учреждениях (пандусов, поручней, учебников, напечатанных по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям получить полноценное образование). Допускается проведение государственной итоговой аттестации детей-инвалидов в обстановке, не исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья. Несмотря на наличие в образовательных учреждениях Тандинского кожууна детей-инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски, условия для их беспрепятственного доступа в пункт проведения ЕГЭ не созданы. Согласно акту проверки Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва от 21 марта 2011 года, в школе отсутствует пандус и поручни. Подход к зданию образовательного учреждения не оборудован разделительными поручнями, что является нарушением п. 3.14 СНиП, вход в здание не оборудован пандусом, что является нарушением п. 3.14 СНиП. Поскольку у входа в здание МОУ СОШ села Кызыл-Арыг Тандинского района отсутствуют специальные приспособления пандусы и разделительные поручни, приспособление которых обязательно для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, ответчиком – МОУ СОШ села Кызыл-Арыг нарушаются права инвалидов Российской Федерации гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Поэтому исковые требования заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. к МОУ СОШ села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в Российской об обязывании оборудовать вход в здание школы пандусом и разделительными поручнями подлежит удовлетворению. Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу ч. 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размер 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. выступающего в интересах инвалидов Тандинского кожууна и неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва устроить разделительные поручни на подход к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2011 года. Судья Ажи С.А.