Решение по иску прокурора Соловьева С.С. в интересах неопределенного круга лиц к Тандинскому Центру социальной помощи семье и детям об устранении нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности



Дело № 2- 44/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 января 2011 года село Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ажи С.А.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц к Тандынскому Центру социальной помощи семье и детям об устранении нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тандинского района Соловьёв С.С. в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Тандынскому Центру социальной помощи семье и детям об устранении нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности и о наложении обязанности на директора устранить нарушение законодательства о лицензировании и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. В обоснование иска указал, что проведенной проверкой в Центре социальной помощи семье и детям установлено, что осуществляется медицинская деятельность, а именно работает медицинская сестра, имеется рабочее место медсестры. Согласно штатному расписанию, числится 1 единица медработника на 1 ставке. Медицинский кабинет находится в Центре социальной помощи семье и детям круглосуточно, где находятся воспитанники в возрасте от 6 до 18 лет. На момент проведения проверки в Центре социальной помощи семье и детям с лицензии на осуществление медицинской деятельности не имелось, хотя медицинская деятельность в виде первичного медицинского осмотра, лечебно-профилактической помощи, первая неотложная помощь, санитарно-просветительская работа осуществляется, что является нарушением законодательства Российской Федерации определяющей перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Просит обязать директора Центра социальной помощи семье и детям устранить нарушения законодательства о лицензировании и получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью.

В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района РТ Хертек А.К. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика директор Тандынского Центра социальной помощи семье и детям ФИО1 не явилась, направив заявление, что с иском прокурора согласна, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Прокурор Тандинского района РТ обратился в суд с требованием о возложении на Тандынский Центр социальной помощи семье и детям обязанности к совершению конкретных мер по устранению нарушений требований Федерального закона № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, то есть прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предмет спора при этом – личные неимущественные права граждан.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага, принадлежащие им от рождения или в силу закона. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.

Согласно ст. 1 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 20, "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

В силу ст. 15 Основ лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к нормативным документам по охране здоровья граждан, обязательный для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, в целях защиты жизни и здоровья граждан.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

В соответствии с п. 96 ч.1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию, а следовательно, все медицинские учреждения обязаны получить лицензию на осуществляемый ими вид медицинской деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, согласно которому медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи в соответствии с утвержденные перечнем, в котором предусмотрен, в том числе и медицинский осмотр (предварительный, периодический).

Судом установлено, что в Центре социальной помощи семье и детям осуществляется медицинская деятельность, а именно работает медицинская сестра, имеется рабочее место медсестры, медицинский кабинет. По штатному расписанию числится 1 единица медработника на 1 ставке. В Центре социальной помощи семье и детям находятся воспитанники в возрасте от 6 до 18 лет.

Согласно пункту 3.6 Положения Центра социальной помощи семье и детям директор несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией – в пределах определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной политики Республики Тыва № 132 от 28 июня 2004 года ФИО1 принята директором Тандынского Центра социальной помощи семье и детям с 29 июня 2004 года.

Согласно п. 2.2.1 Положения Тандынского Центра социальной помощи семье и детям Центр оказывает социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности: бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования; обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных) в том числе для детей – инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; оказание первичной медико-санитарной помощи; организация прохождения диспансеризации; оказание психологической поддержки; проведение психокоррекционной работы; обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и в местах общего пользования.

В данном случае от Центра социальной помощи семье и детям требовалось устранить выявленные нарушения по лицензированию медицинской деятельности, директор должен был способствовать скорейшему получению лицензии на осуществление медицинской деятельности. Вносить в случае необходимости соответствующие предложения, требования учредителям и иным организациям, получать на свои требования мотивированные ответы.

В п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона «Об образовании РФ» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-технические обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.

На основании п. 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор Тандинского района был вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования.

Поскольку со стороны ответчика в лице ФИО1 письменных и иных доказательств того, что ею принимались какие-то меры по устранению нарушений требований по лицензированию медицинской деятельности суду не представлено, суд полагает, что предъявленные исковые требования прокурора обоснованны, в связи, с чем суд считает необходимым удовлетворить иск в полном объеме.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поэтому с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, в пользу федерального бюджета в связи с подачей искового заявления неимущественного характера в размере- 200 рублей.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Тандинского района Соловьева С.С. в интересах неопределенного круга лиц к Тандынскому Центру социальной помощи семье и детям об устранении нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности удовлетворить.

Обязать Тандынский Центр социальной помощи семье и детям получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Тандынского Центра социальной помощи семье и детям в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Ажи С.А.