Решение по иску прокурора Соловьева С.С. в интересах непоределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Кызыл-Арыг об обязывании зарегистрировать устав



Дело № 2-40/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 января 2011 года с.Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ажи С.А.,

при секретаре Шимит А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании зарегистрировать устав.

у с т а н о в и л:

Прокурор Тандинского района Соловьёв С.С. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании зарегистрировать устав сельского поселения сумона Кызыл-Арыг, указывая на то, что прокурором Тандинского района проведена проверка нормативно-правовых актов и установлены противоречия в связи с чем на положения Устава был принесен протест от 17 октября 2010 года об отмене положений устава. Решением Хурала представителей сельского поселения от 25 марта 2010 года № 3 внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумона Кызыл-Арыг. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований « (далее ФЗ -№ 97) и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке установленном федеральным законом. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147 «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации осуществляет Управление Минюста по РТ.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005, № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:

1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В нарушение указанных выше норм Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой сельского поселения не приняты меры по государственной регистрации правового акта – решения Хурала представителей сельского поселения сумон Кызыл-Арыг «О внесении изменений в Устав сельского поселения сумон Кызыл-Арыг» и по включению его в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Отсутствие в государственном реестре уставов муниципальных образований сведения о регистрации решения Хурала представителей сельского поселения сумона Кызыл-Арыг «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Кызыл-Арыг» влечет недействительность решения представительного органа.

В связи с чем, указанные в представлении прокурора нарушения федерального законодательства главой сельского поселения не устранены и указанные в протесте прокурора пункты устава, противоречащие нормам федерального законодательства не приведены в соответствие федеральному законодательству.

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 7 и ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования как основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, принятый на местном референдуме (сходе граждан), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Противоречие устава сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна федеральному законодательству влечет нарушение прав, интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ (ст.ст. 12,130-133).

Также бездействие главы сельского поселения, выразившееся в не устранении противоречий Устава сельского поселения федеральному законодательству и не регистрации в Управлении Минюста по РТ внесенных изменений и дополнений в устав нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна, поскольку несоблюдение закона ставит под сомнение демократический принцип деятельности государства и общества.

Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснила, что указанные в протесте прокурора от 17 октября 2010 года нарушения в уставе не устранены, просила суд установить срок для исполнения 2 месяца.

В судебное заседание глава сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Ондар Н.П. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 97- ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147 «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации осуществляет Управление Минюста по РТ.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005, № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:

1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 7 и ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования как основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, принятый на местном референдуме (сходе граждан), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно решению Хурала представителей сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского района «О внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва» от 25 марта 2010 года № 3 в Устав сельского поселения сумон сельского поселения сумона Кызыл-Арыг внесены изменения и дополнения.

Из протеста прокурора Тандинского района от 17 октября 2010 года № 6-550в/10 видно, что некоторые положения Устава сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва противоречат требованиям федерального законодательства.

Глава сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Ондар Н.П. не представил суду никаких доказательств того, что они обращались в Управление Министерства юстиции Республики Тыва для регистрации внесенных в Устав муниципального образования изменений и дополнений.

На основании п. 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор Тандинского района был вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования.

Поскольку глава сельского поселения сумона Кызыл-Арыг бездействует, а именно не принимает мер по государственной регистрации изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Кызыл-Арыг и по включению его в государственный реестр уставов муниципальных образований, а его отсутствие влечет недействительность решения представительного органа, то исковые требования прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению.

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Кызыл-Арыг освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. удовлетворить.

Обязать главу сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна зарегистрировать в Управлении Министерства юстиции Республики Тыва решение Хурала представителей сельского поселения сумон Кызыл-Арыг «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон Кызыл-Арыг» в порядке, установленном частями 1, 2, 3 статей 3 и 5 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Ажи С.А.