Дело № 2-332/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 12 июля 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Оюн Ч.Т., при секретаре Саян А.Ш., рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна о возложении обязанности провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли на территории сумона Бай-Хаакский, у с т а н о в и л : Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Бай-Хаакский Тандинского кожууна о возложении обязанности провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли на территории сумона Бай-Хаакский, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах органами местного самоуправления Тандинского кожууна. По результатам проверки установлено, что администрацией муниципального образования сельского поселения сумон Бай-Хаакский законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах, профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков проводится ненадлежащим образом. В результате обследования земель Тандинского кожууна установлено, что площадь засоренных зарослями дикорастущей конопли в 2010 году составляла всего 2656 га. Уничтожение производилось обработкой пашни под пары – 70 га, под посев многолетних трав – 635 га. Всего уничтожено дикорастущей конопли на площади 1985 га, остаток на 2011 год – 671 га. Таким образом, из установленной площади засоренных зарослями дикорастущей конопли 2656 га, фактически произведена обработка всего 1985 га. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Тыва от 17 августа 1999 года за № 263 «Об основах государственной политики в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Тыва» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся: разработка и реализация муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, координация деятельности органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств, злоупотребления алкоголем, иные полномочия в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, определенной федеральным и республиканским законодательством, уставами муниципальных образований. В соответствии с принятым Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 года за № 508 Республиканской целевой программой «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011 – 2012 года» администрациям муниципальных образований необходимо было принять меры по уничтожению дикорастущей конопли: - создать штабы по организации уничтожения дикорастущей конопли, - предусмотреть финансовые средства на финансирование мероприятий распространения дикорастущей конопли и разработки карт для уточнения зарослей конопли, - сформировать специальные механизированные бригады и обеспечить их необходимыми материально-техническими средствами, горюче-смазочными материалами, - произвести уничтожение дикорастущей конопли путем обработки пашни под пары, посевы конкурентоспособных культур, химической обработки земель, механической обработки земель, - организовать уничтожение дикорастущей конопли на территории населенных пунктов, административных и промышленных объектов, действующих и заброшенных чабанских стоянках, вдоль автодорог, прилегающих к электро- и телеграфным линиям, трансформаторам и другим объектам. Наркопреступность стала серьезным фактором, негативно влияющим на развитие криминогенной ситуации в Тандинском кожууне. Анализ оперативной обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков свидетельствует, что последние годы наркоситуация в кожууне остается неблагоприятной и имеет устойчивую тенденцию к обострению. Администрацией поселения не принимается должных мер к уничтожению дикорастущей конопли, мероприятия в данной сфере своевременно не проводятся. По сведениям Управления сельского хозяйства Тандинского кожууна общая площадь засорения дикорастущей коноплей на территории сумона Бай-Хаакский составляет 30 га, на которой до настоящего времени не выполнена работа по уничтожению дикорастущей конопли. Просит суд обязать администрацию сельского поселения сумона Бай-Хаак провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли согласно утвержденному Плану мероприятий по ее уничтожению. В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала иск в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебное заседание глава сельского поселения с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Успун С.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в связи с чем суд проводит дело в ее отсутствие. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение. Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Тыва от 17.08.1999 N 263 (ред. от 16.03.2011) "Об основах государственной политики в сфере профилактики, лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Тыва" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; 2) координация деятельности органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; 3) развитие социальной сферы: муниципального здравоохранения, образования, культуры, спорта и физической культуры; 4) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; 6) содействие развитию и поддержка антиалкогольной и антинаркотической пропаганды, санитарно-гигиеническое просвещение населения; 8) участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, злоупотребления алкоголем; 9) обеспечение контроля за деятельностью учреждений здравоохранения в сфере профилактики и лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании; 11) иные полномочия в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, определенной федеральным и республиканским законодательством, уставами муниципальных образований. В соответствии с принятым Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 года за № 508 Республиканской целевой программой «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011 – 2012 года» администрации муниципального образования необходимо было принять меры по уничтожению дикорастущей конопли: - создать штабы по организации уничтожения дикорастущей конопли, - предусмотреть финансовые средства на финансирование мероприятий распространения дикорастущей конопли и разработки карт для уточнения зарослей конопли, - сформировать специальные механизированные бригады и обеспечить их необходимыми материально-техническими средствами, горюче-смазочными материалами, - произвести уничтожение дикорастущей конопли путем обработки пашни под пары, посевы конкурентоспособных культур, химической обработки земель, механической обработки земель, - организовать уничтожение дикорастущей конопли на территории населенных пунктов, административных и промышленных объектов, действующих и заброшенных чабанских стоянках, вдоль автодорог, прилегающих к электро- и телеграфным линиям, трансформаторам и другим объектам. Таким образом, согласно данной программе орган местного самоуправления должен утвердить план с указанием наименования проводимых мероприятий, ответственных лиц за исполнение мероприятий и сроков их исполнения. План проводимых мероприятий утверждается постановлением председателя администрации кожууна. Совместно с планом проводимых мероприятий составляется смета расходов по проведению мероприятий. По утвержденному плану мероприятий органом местного самоуправления сумоном Бай-Хаак определены мероприятия, сроки проведения и ответственные лица за их проведение. Согласно информации главного специалиста по агрономии Управления Сельского хозяйства в некоторых поселениях работа по уничтожению дикорастущей конопли поставлена не на должном уровне, в частности в сумоне Бай-Хаакский, отчеты вовремя не сдаются. На территории сумона Бай-Хаакский произрастает дикорастущая конопля площадью 353 га. Несмотря на неоднократные напоминания сумон Бай-Хаакский не представил в кожуунный штаб информации, планы работ, расчетов финансирования на 2011 год. Представителем ответчика – органа местного самоуправления сумона Бай-Хаакский суду не представлены доказательства о проведении мероприятий, направленных на уничтожение дикорастущей конопли. При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. удовлетворить в полном объеме. Обсуждая вопрос о сроках исполнения обязательств, суд приходит к тому, что необходимо установить срок для исполнения в 2 месяца. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Бай-Хаакский освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумон Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли, согласно утвержденному Плану мероприятий в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Председательствующий Оюн Ч.Т.