Дело № 2-331/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 12 июля 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Оюн Ч.Т., при секретаре Саян А.Ш., рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна о возложении обязанности провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли на территории сумона Балгазынский, у с т а н о в и л : Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна о возложении обязанности провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли на территории сумона Балгазынский, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах органами местного самоуправления Тандинского кожууна. По результатам проверки установлено, что администрацией муниципального образования сельского поселения сумон Балгазынский законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах, профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков проводится ненадлежащим образом. В результате обследования земель Тандинского кожууна установлено, что площадь засоренных зарослями дикорастущей конопли в 2010 году составляла всего 2656 га. Уничтожение производилось обработкой пашни под пары – 70 га, под посев многолетних трав – 635 га. Всего уничтожено дикорастущей конопли на площади 1985 га, остаток на 2011 год – 671 га. Таким образом, из установленной площади засоренных зарослями дикорастущей конопли 2656 га, фактически произведена обработка всего 1985 га. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Тыва от 17 августа 1999 года за № 263 «Об основах государственной политики в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Тыва» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся: разработка и реализация муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, координация деятельности органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств, злоупотребления алкоголем, иные полномочия в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, определенной федеральным и республиканским законодательством, уставами муниципальных образований. В соответствии с принятым Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 года за № 508 Республиканской целевой программой «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011 – 2012 года» администрациям муниципальных образований необходимо было принять меры по уничтожению дикорастущей конопли: - создать штабы по организации уничтожения дикорастущей конопли, - предусмотреть финансовые средства на финансирование мероприятий распространения дикорастущей конопли и разработки карт для уточнения зарослей конопли, - сформировать специальные механизированные бригады и обеспечить их необходимыми материально-техническими средствами, горюче-смазочными материалами, - произвести уничтожение дикорастущей конопли путем обработки пашни под пары, посевы конкурентоспособных культур, химической обработки земель, механической обработки земель, - организовать уничтожение дикорастущей конопли на территории населенных пунктов, административных и промышленных объектов, действующих и заброшенных чабанских стоянках, вдоль автодорог, прилегающих к электро- и телеграфным линиям, трансформаторам и другим объектам. Наркопреступность стала серьезным фактором, негативно влияющим на развитие криминогенной ситуации в Тандинском кожууне. Анализ оперативной обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков свидетельствует, что последние годы наркоситуация в кожууне остается неблагоприятной и имеет устойчивую тенденцию к обострению. Администрацией поселения не принимается должных мер к уничтожению дикорастущей конопли, мероприятия в данной сфере своевременно не проводятся. По сведениям Управления сельского хозяйства Тандинского кожууна общая площадь засорения дикорастущей коноплей на территории сумона Балгазынский составляет 30 га, на которой до настоящего времени не выполнена работа по уничтожению дикорастущей конопли. Просит суд обязать администрацию сельского поселения сумона Балгазынский провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли согласно утвержденному Плану мероприятий по ее уничтожению. В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала иск в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебное заседание глава сельского поселения с. Балгазын Тандинского кожууна Ооржак А.Н. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. С исковыми требованиями прокурора согласилась в полном объеме. Выслушав прокурора, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение. Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Тыва от 17.08.1999 N 263 (ред. от 16.03.2011) "Об основах государственной политики в сфере профилактики, лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Тыва" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; 2) координация деятельности органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; 3) развитие социальной сферы: муниципального здравоохранения, образования, культуры, спорта и физической культуры; 4) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; 6) содействие развитию и поддержка антиалкогольной и антинаркотической пропаганды, санитарно-гигиеническое просвещение населения; 8) участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, злоупотребления алкоголем; 9) обеспечение контроля за деятельностью учреждений здравоохранения в сфере профилактики и лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании; 11) иные полномочия в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, определенной федеральным и республиканским законодательством, уставами муниципальных образований. В соответствии с принятым Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 года за № 508 Республиканской целевой программой «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2011 – 2012 года» администрации муниципального образования необходимо было принять меры по уничтожению дикорастущей конопли: - создать штабы по организации уничтожения дикорастущей конопли, - предусмотреть финансовые средства на финансирование мероприятий распространения дикорастущей конопли и разработки карт для уточнения зарослей конопли, - сформировать специальные механизированные бригады и обеспечить их необходимыми материально-техническими средствами, горюче-смазочными материалами, - произвести уничтожение дикорастущей конопли путем обработки пашни под пары, посевы конкурентоспособных культур, химической обработки земель, механической обработки земель, - организовать уничтожение дикорастущей конопли на территории населенных пунктов, административных и промышленных объектов, действующих и заброшенных чабанских стоянках, вдоль автодорог, прилегающих к электро- и телеграфным линиям, трансформаторам и другим объектам. Таким образом, согласно данной программе орган местного самоуправления должен утвердить план с указанием наименования проводимых мероприятий, ответственных лиц за исполнение мероприятий и сроков их исполнения. План проводимых мероприятий утверждается постановлением председателя администрации кожууна. Совместно с планом проводимых мероприятий составляется смета расходов по проведению мероприятий. Согласно утвержденному плану мероприятий органом местного самоуправления сумоном Балгазын определены мероприятия, сроки проведения и ответственные лица за их проведение. Согласно информации главного специалиста по агрономии Управления Сельского хозяйства в некоторых поселениях работа по уничтожению дикорастущей конопли поставлена не на должном уровне, в частности в сумоне Балгазынский, отчеты вовремя не сдаются. На территории сумона Балгазынский произрастает дикорастущая конопля площадью 353 га. Несмотря на неоднократные напоминания сумон Балгазынский не представил в кожуунный штаб информации, планы работ, расчетов финансирования на 2011 год. Представителем ответчика – органа местного самоуправления сумона Балгазын суду не представлены доказательства о проведении мероприятий направленных на уничтожение дикорастущей конопли. Судом принимается признание иска ответчиком, поскольку не нарушает чьих-либо прав и свобод. При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. удовлетворить в полном объеме. Обсуждая вопрос о сроках исполнения обязательств, суд приходит к тому, что необходимо установить срок для исполнения 2 месяца. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Балгазын освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли, согласно утвержденному Плану мероприятий в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Председательствующий Оюн Ч.Т.