Решение от 12.07.2011по иску зам.прокурора Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона Бай-Хаак об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах сельского поселения



Дело № 2-315/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 июля 2011 года с.Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе

председательствующего Оюн Ч.Т.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах сельского поселения села Бай-Хаак и организовать регулярный сбор и вывоз твердых бытовых отходов,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах сельского поселения села Бай-Хаак и организации регулярного сбора и вывоза твердых бытовых отходов, указывая на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства Администрацией сельского поселения с.Бай-Хаак Тандинского района РТ, где в ходе проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная в районе двухэтажных домов по ул.Советская, прилегающая к территориям Тандинского районного суда и МДОУ детский сад «Золотой ключик». Несанкционированная свалка бытовых отходов является результатом жизнедеятельности населения указанных домов, копившаяся длительный период. Однако администрацией сельского поселения с.Бай-Хаак действенных мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов по ее сбору и вывозу на полигон твердых бытовых отходов и по организации регулярного вывоза бытового мусора не предпринимаются. Данный факт является нарушением требований федерального законодательства, санитарных норм и правил.

Несанкционированная свалка оказывает негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. Просит суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах сельского поселения села Бай-Хаак в течение одного месяца и организовать регулярный сбор и вывоз твердых бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов в течение трех месяцев.

В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала иск в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание глава сельского поселения с. Бай-Хаак Тандинского кожууна Успун С.А. не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о дне и времени рассмотрения дела по существу.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав прокурора, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств если нарушение приобрело особое общественное значение.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании ч. 1 ст. 22, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

На основании ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. 2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

Данные полномочия в сфере охраны земли администрацией сумона Бай-Хаак в полной мере не исполняются. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ учет значения земли определен как основа жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления кожууна обязаны принимать действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории.

Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области охраны окружающей среды может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.

Согласно п. 19 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Отсутствие контроля со стороны органа местного самоуправления и непринятие мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создают повышенную вероятность причинения вреда окружающей среде. Наличие нарушений законодательства при обращении с отходами производства и потребления способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу здоровье неопределенного круга лиц и безопасность для окружающей среды, не отвечает основным принципам обеспечения охраны окружающей среды.

В связи с вышеизложенным, исковые требования заместителя прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению.

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Бай-Хаак освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва принять меры по исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления - организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва – в районе двухэтажных домов по улице Советская, прилегающей территории Тандинского районного суда и МДОУ детский сад «Золотой ключик» села Бай-Хаак в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва организовать регулярный сбор и вывоз бытовых отходов двухэтажных домов по улице Советская села Бай-Хаак на полигон твердых бытовых отходов в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий Оюн Ч.Т.