Решение от 12.07.2011 по иску зам.прокурора Хертек А.К. к администрации Тандинского кожууна об обязывании согласования платы с Управлением службы по надзору в сфере природопользования по РТ за негативное воздействие на окружающую среду



Гражданское дело № 2-306/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 июля 2011 года с. Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Оюн Ч.Т.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Тандинского района Куулар К.К. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тандинского кожууна об обязывании согласования платы с Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва за негативное воздействие на окружающую среду,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Тандинского района Куулар К.К. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тандинского кожууна об обязывании согласования платы с Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва за негативное воздействие на окружающую среду, указывая на то, что прокуратурой Тандинского района Республики Тыва проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что администрация Тандинского кожууна является природопользователем, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, так как имеет отдельную кочегарку и в период отопительного сезона осуществляется постоянный выброс остатков горения твердого топлива (угля) в атмосферный воздух.

По информации руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва Адыгбай А.М. администрация Тандинского кожууна в 2011 году не согласовала платежи за негативное воздействие на окружающую среду с органами экологического контроля, что является нарушением федерального законодательства по следующим основаниям.

В этой связи возникла необходимость обращения в суд с целью обеспечения права граждан – неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления согласно приложению № 1.

Так же постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению № 2 и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а так же для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Однако, администрация Тандинского кожууна является природопользователем, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, который не согласовал платежи за негативное воздействие на окружающую среду с органами экологического контроля, допуская нарушение законодательства в сфере экологии, тем самым нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих в сельском поселении на благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать Администрацию Тандинского района согласовать плату с Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010 и 2011 года в течение 2 месяцев.

В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. уточнила свои требования и просила суд обязать Администрацию Тандинского района согласовать плату с Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010 и 2011 года в течение 6 месяцев.

Представитель ответчика Администрации Тандинского кожууна Оюн К.М. в судебном заседании с иском прокурора согласился и пояснил суду о том, что он в целом согласен с требованиями прокурора, однако не согласен с позицией прокурора в том, что прокуратурой Тандинского района 8 июня 2011 года было направлено предписание Администрации Тандинского кожууна об устранении нарушений федерального законодательства и одновременно в это же время с однородными требованиями прокуратура обращается в районный суд с иском.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Согласно частьи 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления согласно приложению № 1.

Таким образом администрация Тандинского кожууна должна согласовывать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Представителем ответчика Оюн К.М. суду был представлен отзыв на исковое заявление прокурора, где заместителем председателя администрации Куулар М.П. указывается на факт того, что прокуратурой Тандинского кожууна в адрес Администрации Тандинского кожууна было направлено представление по устранению нарушений законодательства и игнорируя законом предусмотренный месячный срок для дачи ответа, органы прокуратуры обратились в суд с иском.

Суд считает доводы представителя ответчика в данной части несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является устранение нарушения законодательства, в данном случае нарушение законодательства в сфере природопользования. Вместе с тем прокурор обратился в суд в исковом порядке, что предусматривает собой иной порядок защиты прав.

Представителем ответчика не представлено суду доказательств, подтверждающих согласование с Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010 и 2011 года. Вместе с тем судом принимается признание иска.

Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска. При таких обстоятельствах суд считает исковые требования заместителя прокурора Тандинского района подлежащим удовлетворению

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация Тандинского кожууна освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора Тандинского района Республики Тыва Куулар К.К. удовлетворить.

Обязать Администрацию Тандинского кожууна согласовать плату с Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010 и 2011 года в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий Оюн Ч.Т.