Дело № 2-61/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 20 января 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ажи С.А., при секретаре Саян А.Ш., рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна об обязывании к исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления, у с т а н о в и л : Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна об обязывании к исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления. В обоснование своих требований прокурор указал следующее. Прокуратурой Тандинского района проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды. В ходе проверки были выявлены несанкционированные места размещения бытовых отходов. Жители сумона не вывозят бытовые отходы на специально отведенные места для вывоза мусора, а вывозят их за пределы своих дворов, образуя там мусорную свалку. В результате обследования территории сумона установлено, что за котельной МОУ СОШ <адрес> находится несанкционированная свалка бытовых отходов в количестве 50 тонн. Органами местного самоуправления меры по выявлению нарушителей, привлечению их к ответственности и ликвидации свалок до настоящего времени не принимаются, несмотря на предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ по Тандинскому кожууну за 2009 год. Также установлены нарушения в данной сфере и за 2010 год согласно информации Управления Роспотребнадзора по РТ. В компетенцию органов местного самоуправления входят разработка и реализация целевых программ в сфере экологии, обращения с отходами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, учет и оценка природной среды, экологически вредных объектов, организация и осуществление экологического контроля, координация природоохранной деятельности. Однако эти полномочия администрации муниципальных образований в полной мере не используют. Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляют органы местного самоуправления. Кроме того, согласно п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Нарушение в данной сфере может неблагоприятно отразиться на состоянии окружающей природной среды и здоровья населения муниципального образования. Захламление бытовыми отходами земель является нарушением прав неопределенного круга граждан на охрану земли. Таким образом, нарушены ст. 1 ч. 1, 11 и 12 Земельного кодекса РФ. Указанные полномочия в сфере охраны земли администрацией сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна в полной мере не исполняются. В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления кожууна обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Просит обязать главу с. Кызыл-Арыг Тандинского кожууна принять конкретные меры по исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления: организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории котельной МОУ СОШ <адрес> в количестве 50 тонн. В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. просила удовлетворить заявленные требования и установить срок для исполнения 4 месяца. В судебное заседание глава сельского поселения с. Кызыл-Арыг Тандинского кожууна не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав прокурора, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств если нарушение приобрело особое общественное значение. Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. На основании с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. 2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. На основании ч. 1 ст. 22, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. На основании ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. 2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; Данные полномочия в сфере охраны земли администрацией сумона Кызыл-Арыг в полной мере не исполняются. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ учет значения земли определен как основа жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления кожууна обязаны принимать действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области охраны окружающей среды может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан. Согласно п. 19 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва от 6 октября 2010 года № 12/200/09 на территории сумона Кызыл-Арыг за котельной МОУ СОШ <адрес> имеется несанкционированная свалка в количестве 50 тонн. По результатам проведенной проверки по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления на территории Тандинского кожууна главе администрации сельского поселения с. Кызыл-Арыг прокуратурой Тандинского кожууна вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об устранении норм законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения. Отсутствие контроля со стороны органа местного самоуправления и непринятие мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создают повышенную вероятность причинения вреда окружающей среде. Наличие нарушений законодательства при обращении с отходами производства и потребления способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу здоровье неопределенного круга лиц и безопасность для окружающей среды, не отвечает основным принципам обеспечения охраны окружающей среды. В связи с вышеизложенным, исковые требования заместителя прокурора <адрес> подлежат удовлетворению. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Кызыл-Арыг освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна об обязывании к исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва принять меры по исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления - организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения сумона Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва - за котельной Муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с. Кызыл-Арыг Тандинского кожууна в количестве 50 тонн в четырёхмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Ажи С.А.