Дело № 2-39/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 7 февраля 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ажи С.А., при секретаре Шимит А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании зарегистрировать устав. у с т а н о в и л: Прокурор Тандинского района Соловьёв С.С. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании зарегистрировать устав сельского поселения сумона Балгазынский, указывая на то, что прокурором Тандинского района проведена проверка нормативно-правовых актов и установлены противоречия в связи с чем на положения Устава был принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ об изменении и дополнении положений устава. Решением Хурала представителей сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумона Балгазынский. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований « (далее ФЗ -№) и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке установленном федеральным законом. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147 «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации осуществляет Управление Минюста по РТ. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются: 1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; 2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; 3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В связи с чем, глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В нарушение указанных выше норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой сельского поселения не приняты меры по государственной регистрации правового акта – решения Хурала представителей сельского поселения сумон Балгазынский «О внесении изменений в Устав сельского поселения сумон Балгазынский» и по включению его в государственный реестр уставов муниципальных образований. Отсутствие в государственном реестре уставов муниципальных образований сведения о регистрации решения Хурала представителей сельского поселения сумона Балгазынский «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения Балгазынский» влечет недействительность решения представительного органа. В связи с чем, указанные в представлении прокурора нарушения федерального законодательства главой сельского поселения не устранены и указанные в протесте прокурора пункты устава, противоречащие нормам федерального законодательства не приведены в соответствие федеральному законодательству. В соответствии с нормами ч. 4 ст. 7 и ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования как основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, принятый на местном референдуме (сходе граждан), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Противоречие устава сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна федеральному законодательству влечет нарушение прав, интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ (ст.ст. 12,130-133). Также бездействие главы сельского поселения, выразившееся в не устранении противоречий Устава сельского поселения федеральному законодательству и не регистрации в Управлении Минюста по РТ внесенных изменений и дополнений в устав нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна, поскольку несоблюдение закона ставит под сомнение демократический принцип деятельности государства и общества. Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в нарушении единства правового пространства Российской Федерации, так как в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на территории Российской Федерации. В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. иск прокурора поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебное заседание глава сельского поселения сумона Балгазынский не явился, о дне и месте извещен надлежащим образом. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и ч. 6 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований Республики Тыва в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации осуществляет Управление Минюста по РТ. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № 97-ФЗ главы муниципальных образований для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются: 1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями; 2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; 3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в соответствии с ч. 8 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нём в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В связи с чем, глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В соответствии с нормами ч. 4 ст. 7 и ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования как основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, принятый на местном референдуме (сходе граждан), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно решению Хурала представителей сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского района «О внесении изменений в Устав сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва» от 27 мая 2010 года за № 09 в Устав сельского поселения сумон сельского поселения сумона Балгазынский внесены изменения и дополнения, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РТ ДД.ММ.ГГГГ. Из протеста прокурора Тандинского района от ДД.ММ.ГГГГ №в/10 видно, что некоторые положения Устава сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна Республики Тыва противоречат требованиям федерального законодательства. Судом установлено, что ответчик внес не все изменения и дополнения в устав. Глава сельского поселения сумона Балгазынский не представил суду никаких доказательств того, что они обращались в Управление Министерства юстиции Республики Тыва для регистрации внесенных в Устав муниципального образования изменений и дополнений в соответствии с протестом прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. На основании п. 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор Тандинского района был вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования. Поскольку глава сельского поселения сумона Балгазынский не принимает мер по государственной регистрации изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Балгазынский и по включению его в государственный реестр уставов муниципальных образований, а его отсутствие влечет недействительность решения представительного органа, то исковые требования прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Балгазынский освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. удовлетворить. Обязать главу сельского поселения сумона Балгазынский Тандинского кожууна зарегистрировать в Управлении Министерства юстиции Республики Тыва решение Хурала представителей сельского поселения сумон Балгазынский «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон Балгазынский в порядке, установленном частями 1, 2, 3 статей 3 и 5 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Ажи С.А.