Дело № 2-238/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 27 мая 2011 года с. Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ажи С.А., при секретаре Яндугановой Ж.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедов Б.К-О. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признании незаконным решения Комиссии по назначению пенсий, УСТАНОВИЛ: Мамедов Б.К-О. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Тыва (далее ГУ УПФ РФ по <адрес>) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, просил обязать ответчика зачесть в требуемый специальный стаж время его работы в прокуратуре Тувинской АССР в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Истец указал, что Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплат пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям». В п. 4 Положения указано, что право на пенсию имеют лица, проживающие в Российской Федерации, уволенные из органов и учреждений прокуратуры до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих необходимую выслугу лет или ставшими инвалидами. Он уволился из органов прокуратуры Тувинской АССР ДД.ММ.ГГГГ, проработав <данные изъяты> года и <данные изъяты> месяцев, то есть не имел требуемой выслуги лет и не являлся инвалидом. Вследствие чего под действие указанного Положения не подпадал. Прокуратурой Республики Тыва, ему предоставлено разъяснение о том, что вышеуказанным Постановлением на работников прокуратуры распространяется действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел …» и в соответствии со ст. 13 «а» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более. По этой статье, при увольнении из органов прокуратуры, для назначения пенсии по выслуге лет необходимо было иметь <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев выслуги лет, возраст <данные изъяты> лет, общий трудовой стаж <данные изъяты> лет, чего у него на момент увольнения не имелось. В связи с чем, по линии прокуратуры пенсия за выслугу лет ему не назначалась и не выплачивалась. Поэтому у него возникает право на пенсию на общих основаниях, как проживающего и работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ответчик ошибочно считает. Что только сам факт работы в прокуратуре, независимо от стажа работы, может являться основанием для отказа о включении периодов работы в прокуратуре в «северный стаж». В судебном заседании истица Мамедов Б.К-О. иск полностью поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему исполняется <данные изъяты> лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в органах прокуратуры Тувинской АССР – <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев, который по его мнению входит в северный стаж. Просит удовлетворить его иск в полном объеме. Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Тандинском районе Республики Тыва Кузьмин Д.А. не согласился с иском и пояснил, что Мамедов Б.К-О. было отказано в назначении досрочной пенсии, так как Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" не предусмотрена возможность зачета в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости времени работы в правоохранительных органах. Кроме того, истец не относится к кругу лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", и на день рассмотрения вопроса на комиссии у Мамедов Б.К-О. не возникло право на пенсию. Необходимо применить п/п 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" с учетом положений, содержащихся в ст. ст. 1 и 25 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", на учесть понятие страхового стажа, в который включается работа в прокуратуре, и специального стажа работы в районах Крайнего Севера, который у истца составляет всего <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. Делает также ссылку на Определение Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда <адрес>". Указанный истцом стаж не подлежит включению в специальный календарный стаж работы в районах Крайнего Севера. Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ решением Комиссии по назначению пенсий Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Тандинском районе Республики Тыва истцу отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода его работы в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях стажера и следователя прокуратуры <адрес>, поскольку на момент обращения он имеет общий трудовой стаж <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, из них работа в местности, приравненной к Крайнему Северу – <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. Как видно из материалов дела приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Мамедов Б.К-О. принят на работу стажером прокуратуры <адрес> Тувинской АССР. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность следователя прокуратуры <адрес> Тувинской АССР. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов прокуратуры по личной просьбе по ст. 29 КЗоТ РСФСР. Судом установлено, что Мамедов Б.К-О. заявил о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, при этом считает, что в требуемый по этому закону специальный стаж работы должны включить период работы в органах прокуратуры в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку служба - способ реализации права на труд. В соответствии со ст. 1 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем. Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. В соответствии со ст. 25, Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях") пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 942 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям") Право на пенсию имеют также лица, указанные в пункте 3 настоящего Положения, проживающие в Российской Федерации, уволенные из органов и учреждений прокуратуры до ДД.ММ.ГГГГ и имеющие необходимую выслугу лет или ставшие инвалидами при условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и их семьи. Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2). Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ", введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, основан на принципах обязательного пенсионного страхования. При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст. 2). Истец считает, что согласно подп. 1 пункта 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" период прохождения военной и другой приравненной к ней службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались. Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по специальному закону от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная служба (в том числе военная), работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд и законодатель эти понятия различает. Статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", которые регулируют вопросы сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости, содержат, в отличие от упомянутого страхового стажа, виды специального трудового стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии. В соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 28 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта. Положения сохраняющего в целом действие Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 применяются в части, не противоречащей Законам "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях..."). В утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от ДД.ММ.ГГГГ правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 2), среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В указанных выше статьях нигде о зачете в спецстаж службы в прокуратуре не упоминается. Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ и вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 ст. 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 ст. 28 настоящего Федерального закона в порядке, определяемом Правительством РФ. Соответствующее разъяснение дано в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в котором указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. То обстоятельство, что законодатель не предусмотрел возможности такого зачета, по мнению Конституционного Суда РФ, изложенному в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда <адрес>", не может расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение конституционного принципа равенства, поскольку за таких лиц страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались. Таким образом, для назначения трудовой пенсии с применением районного коэффициента необходимо наличие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ одновременно двух фактов: 15 (для женщин), 20 (для мужчин) календарных лет работы в условиях Крайнего Севера и страхового стажа 20 лет (для женщин), 25 лет (для мужчин). Понятие страхового стажа приведено в главе 3 "Страховой стаж" ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555. В статье 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ приведены периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В статье 11 названного Федерального закона перечислены исключительные нестраховые периоды, которые подлежат включению в страховой стаж. К таким иным нестраховым периодам, подлежащим включению в страховой стаж, статья 11 Федерального закона относит период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п/п 1 п. 1 ст. 11). При этом в силу п. 2 статьи 11 ФЗ периоды, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 ФЗ. Из материалов дела следует, что до и после службы Мамедов Б.К-О. в органах прокуратуры предшествовали и последовали периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж в соответствии со ст. 10 ФЗ. Поэтому общий страховой стаж работы в местности приравненной к Крайнему Северу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, что подтверждается записями в трудовой книжке Мамедов Б.К-О. и им не оспаривалось. Право на трудовую пенсию по старости у Мамедов Б.К-О. наступает в возрасте <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж работы. Пленум Верховного Суда РФ в 19 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" также разъяснил, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. Мамедов Б.К-О. прослужил в органах прокуратуры Тувинской АССР <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев. В силу изложенного выше данный стаж не суммируется с периодом работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому календарный стаж работы Мамедов Б.К-О. в условиях района приравненного к Крайнему Северу составляет менее <данные изъяты> календарных лет работы, необходимых для применения районного северного коэффициента при исчислении трудовой пенсии. При таких обстоятельствах, суд считает, что в иске Мамедов Б.К-О. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признании незаконным решения Комиссии по назначению пенсий, следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Мамедов Б.К-О. к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признании незаконным решения Комиссии по назначению пенсий, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 2 июня 2011 года. Судья С.А. Ажи