Решение от 13.09.2011 по заявлению Хураган-оол В.Н. о признании незаконными действий администрации сельского поселения, признании кадастрового паспорта земельного участка недействительными.



Дело № 2-370/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года с. Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ажи С.А.,

при секретаре Яндугановой Ж.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хураган-оол В.Н. о признании незаконными действий администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> кожууна, признании <данные изъяты> и кадастрового паспорта земельного участка недействительными и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности на земельный участок,

установил:

Хураган-оол В.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> кожууна и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры находящейся по адресу: <адрес> на основании договора между нею и администрацией <данные изъяты> кожууна на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Она решила приватизировать земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, на котором находится её квартира на праве собственности. Для того, что бы начать оформлять необходимые документы она обратилась в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Тыва для выдачи ей кадастрового паспорта земельного участка расположенного по адресу <адрес> на котором расположена её квартира. ДД.ММ.ГГГГ получив <данные изъяты> земельного участка она узнала, что данный земельный участок является собственностью М.. Земельный участок был зарегистрирован на основании <данные изъяты> о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ выданной администрацией муниципального образования сельского поселения сумона <данные изъяты> Считает, что М. не имеет право на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты>, выдана ему администрацией <адрес> незаконно. Квартира, в которой проживает М., принадлежит ей на основании договора на передачу квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был выделен ей в аренду администрацией муниципального образования «<данные изъяты> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления председателя администрации <данные изъяты> кожууна под № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <данные изъяты> кожууна ДД.ММ.ГГГГ заключила со ней договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Поэтому незаконность действий администрации муниципального образования сельского поселения сумона <данные изъяты> заключается в том, что она выделила земельный участок, принадлежащий ей на праве аренды М. для ведения личного подсобного хозяйства. Администрация сумона <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выдало М. выписку из похозяйственной книги о наличии права гражданина на земельный участок.

На основании этой выписки ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Тыва выдало М. кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этих документов Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва зарегистрировало право собственности М. на земельный участок.

Выше изложенное препятствует реализации её прав на выкуп земельного участка расположенного по адресу: <данные изъяты> кожуун, <адрес>.

В связи с тем, что она не имеет возможности получить выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ними и сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> кожуун, <адрес>, кадастровый №<данные изъяты>. Просит суд признать действия администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> кожууна по выдаче <данные изъяты> незаконными, признать <данные изъяты>, кадастровый паспорт земельного участка недействительными, и исключить запись регистрации о праве собственности М. на земельный участок из ЕГРП.

В судебное заседание заявитель Хураган-оол В.Н. и представитель заявительницы – Ооржак Д.Д., не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо М. в судебном заседании с заявлением не согласился, поскольку он проживает по адресу <данные изъяты> кожуун, <адрес> со своей семьей, оплачивает налог на землю. Данную квартиру Хураган-оол хотела им продать, однако договор ими не заключен до настоящего времени. Считает, что земельный учпсток оформлен в собственность в установленном порядке.

Заинтересованное лицо глава администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> кожууна УСА с заявлением не согласилась, поскольку считает, что земельный участок законно принадлежит М.. При составлении ею <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, собственника земельного участка не было. Она проверила все документы, однако Хураган-оол В.Н. не являлась владельцем этого участка на праве пожизненного наследуемого владения. Кроме того, договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ о передаче спорной квартиры Хураган-оол В.Н. также вызывает сомнение, поскольку это дубликат, своей подписи она там не видит. Этот договор в администрации не зарегистрирован.Хураган-оол ни разу не пришла к ней и не разрешила данный вопрос, все время посылала других людей. А постановление сумонной администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду Хураган-оол В.Н. подписано неуполномоченным лицом, есть другое постановление от ДД.ММ.ГГГГ за подписанный председателем администрации К-К.М.. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Заинтересованные лица Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по <адрес> и Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Суд в порядке ст. 167 ГПК рассматривает дело в их отсутствие.

Свидетель А. в судебном заседании пояснила, что является супругой М., они проживают в этом доме, принадлежащем Хураган-оол В.Н., поскольку она хотела им его продать. Земельный участок они зарегистрировали законно. Они пользуются землей, платят налоги, сделали постройки, ухаживают за землей. Противоправных действий с их стороны не допущено.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 21 ст. 3 Устава сельского поселения сумона <данные изъяты> Тандинского кожууна к вопросам местного значения относятся утверждение генеральных планов сумона <данные изъяты>, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сумона <данные изъяты> документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сумона <данные изъяты>, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах сумона <данные изъяты> для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сумона <данные изъяты>.

Согласно <данные изъяты> о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования сельского поселения сумона <данные изъяты>, М. был выдан кадастровый паспорт на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., которому присвоен кадастровый номер от ДД.ММ.ГГГГ, а также зарегистрировано право собственности в ЕГРП.

На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М. является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на праве собственности о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Судом установлено, что Хураган-оол В.Н., ХАМ и их детям ХЕА и Х.А.А. по договору на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ передана <адрес> в <адрес> <данные изъяты> кожууна. Договор зарегистрирован в Администрации сумона <данные изъяты> сумонной администрацией ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением председателя <данные изъяты> сумонной администрации от ДД.ММ.ГГГГ Хураган-оол В.Н. предоставлен земельный участок в аренду, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на два месяца. Данное постановление в суд представлен главой администрации УСА При этом она утверждает, что данное постановление подписано главой сумона <данные изъяты> К-К.М.

В материалах дела имеется аналогичное постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Хураган-оол В.Н. земельного участка в аренду сроком на 10 лет, подписано за К-К.М. неизвестным лицом, на основании этого постановления составлен договор предоставления земельного участка в аренду.

Оценивая данные доказательства, суд приходит к выводу ДД.ММ.ГГГГ Хураган-оол В.Н. действительно был предоставлен земельный участок в аренду на 10 лет, поскольку данный договор не был расторгнут до 2009 года.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ Хураган-оол В.Н. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> пользование на условиях аренды.

Постановлением председателя администрации Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ Хураган-оол В.Н. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в аренду сроком на <данные изъяты> лет для личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ Хурган-оол В.Н. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ с пролонгацией.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хураган-оол В.Н. передана в собственность <адрес>, Постановлением председателя <данные изъяты> сумонной администрации от ДД.ММ.ГГГГ Хураган-оол В.Н. предоставлен земельный участок в аренду, Постановлением председателя администрации <данные изъяты> кожууна от ДД.ММ.ГГГГ Хураган-оол В.Н. предоставлен земельный участок в аренду сроком на 5 лет.

В то же время, глава сельского поселения сумона <данные изъяты> УСА выдала М. <данные изъяты> о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой М. был выдан кадастровый паспорт на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Заявитель Хураган-оол В.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий главы УСА о выдаче <данные изъяты> в связи с тем, что нарушены её права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ею регистрации права собственности на спорный земельный участок.

Из содержания п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ 32 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих следует, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Таким образом, на основании указанного федерального закона администрацией сумона <данные изъяты> была выдана выписка из похозяйственной книга о наличии у М. земельного участка.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» форма представляемой в соответствии со статьей 25.2 настоящего Федерального закона выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок устанавливается федеральным органом в области государственной регистрации.

На основании статьи 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии с пп. 3, 15 п. 1 и п. 2 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории. Также органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 29 Кодекса осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в отношении земельных участков, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.

Статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено полномочие органов местного самоуправления на утверждение и выдачу схем расположения земельного участка (далее - Схемы) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Данные нормы не определяют уровень муниципальных образований, ответственных за утверждение и выдачу Схем.

Вместе с тем содержание п. 11 ст. 30 Кодекса указывает на то, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а следовательно, и составление Схемы не осуществляется при наличии такой документации.

Согласно п. 4 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии со ст. 22 Федеральным законом РФ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень документов необходимых для кадастрового учета, которые должны быть представлены с заявлением в орган кадастрового учета.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 21 настоящего Федерального закона орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2.2. ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Судом установлена неправомерность <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> о наличии у М. права на спорный земельный участок.

Заявитель Хураган-оол В.Н. и её представитель Ооржак Д.Д. конкретно указали на нарушение прав и свобод заявителя выдачей <данные изъяты>, которые повлекли незаконную регистрацию права собственности на земельный участок за М.

При таком положении, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> о выдаче <данные изъяты> о наличии права на земельный участок.

Со стороны администрации допущено существенное несоблюдение установленного порядка, нарушение норм действующего законодательства.

При наличии постановления администрации <данные изъяты> кожууна от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Хураган-оол В.Н. земельного участка, администрация сумона <данные изъяты> не вправе была выдать <данные изъяты> М. Кроме того, Хураган-оол В.Н. является собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, заявление Хураган-оол В.Н. о признании незаконными действий администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> Тандинского кожууна и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.

На основании похозяйственной книги и кадастрового паспорта земельного участка было зарегистрировано право собственности М. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , которую суд признаёт недействительной и исключает её из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Хураган-оол В.Н. удовлетворить.

Признать действия администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> <данные изъяты> кожууна по выдаче <данные изъяты> о наличии у М. права на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> незаконными.

Обязать администрацию сельского поселения сумона <данные изъяты> кожууна устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствие к осуществлению им его прав и свобод путем выдачи Хураган-оол В.Н. <данные изъяты> <данные изъяты> о наличии у неё права на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>.

Признать недействительными <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу <адрес>. Признать недействительной и исключить запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности М. на земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <адрес> из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Об устранении допущенных нарушений и об исполнении решения сообщить в Тандинский районный суд и заявителю Хураган-оол В.Н. не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено - 19 сентября 2011 года.

Судья Ажи С.А.