Решение по иску прокурора к администрации сумона Бай-Хаакский об устранении нарушения в сфере использования государственного имущества



Гражданское дело № 2-346/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июля 2011 года с. Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Оюн Ч.Т.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. в интересах муниципального образования к Администрации сельского поселения сумон Бай-Хаак Тандинского района Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере использования государственного и муниципального имущества, организации учета муниципального имущества, законодательства государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд с иском в интересах муниципального образования к Администрации сельского поселения сумона Бай-Хаак Тандинского кожууна об обязывании устранить нарушения законодательства в сфере использования государственного и муниципального имущества, организации учета муниципального имущества, законодательства государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, указывая на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка законности использования государственного и муниципального имущества. Проверкой установлено, что органами местного самоуправления Тандинского района организация учета муниципального имущества осуществляется с нарушением федерального законодательства.

Наличие и ведение реестра муниципального имущества вытекает из положения абзаца 27 пункта 11 ст.154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

К муниципальному имуществу сельского поселения <адрес> относятся административное здание, расположенное по адресу <адрес>, <данные изъяты> зданием, расположенное по указанному адресу; здание Центра культуры и досуга <адрес>, расположенное по адресу <адрес>, общежитие, расположенное по адресу <адрес>, объект физкультуры и спорта <данные изъяты> <адрес>, объекты питьевого водоснабжения населения – <данные изъяты> в <адрес>, расположенных на <адрес>, <адрес>

Далее проверкой установлено, что указанное муниципальное имущество фактически находится во владении и пользовании органа местного самоуправления сельского поселения <адрес>, однако в соответствии с законодательством регистрация права собственности не осуществлена, кроме административного здания администрации сельского поселения <адрес> по адресу <адрес> <данные изъяты> <данные изъяты>.

Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной.

В соответствии с пунктом 36 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

Как установлено проверкой, на вышеуказанное муниципальное имущество органа местного самоуправления сельского поселения <адрес>, реестр не заведен и государственная регистрация права собственности не осуществлена, что является нарушением гражданского законодательства.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Частью 2 статьи 8 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно статье 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» имущество, находящееся в муниципальной собственности составляет экономическую основу местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Таким образом, отсутствие строго учета муниципального имущества в виде реестра муниципального имущества муниципального образования сельского поселения <адрес> и нарушение норм законодательства в сфере государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним напрямую затрагивает экономические и гражданско-правовые интересы муниципального образования сельского поселения <адрес>.

Просит суд обязать администрацию сельского поселения <адрес> занести в реестр муниципального имущества сельского поселения вышеперечисленное недвижимое имущество и зарегистрировать имущество в регистрирующем органе в соответствии с гражданским законодательством.

В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Глава сельского поселения сумона Бай-Хаак Успун С.А на судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о дне и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а именно:

1) имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения,

2) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Цель ведения реестра заключается в пообъектном выделении муниципальной собственности, разграничении ее с другими формами собственности, расположенными на территории муниципального образования. Соответственно, задачами ведения реестра являются:

а) анализ состояния, экономической и социальной эффективности использования имущества по целевому назначению в соответствии с распоряжениями главы администрации сельского поселения и интересами граждан;

б) выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменений состояния экономики;

в) учет всех объектов муниципальной собственности;

г) оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с действующими программами;

д) информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;

е) централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных государственных, местных органов власти и управления, общественных организаций, других юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок.

Совершение любых юридических действий над объектом муниципальной собственности возможно только после включения его в реестр муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования заместителя прокурора Тандинского кожууна обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обсуждая вопрос о сроках исполнения возлагаемых на ответчика обязательств, суд считает необходимым определить устранить указанные нарушения законодательства в <данные изъяты> месяца.

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Бай-хаак освобождена от уплаты государственной пошлины

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. удовлетворить полностью.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Бай-Хаак включить в реестр муниципального имущества сельского поселения сумона Бай-Хаак недвижимое имущество:

- здание центра культуры и досуга <адрес>, расположенное по адресу <адрес>.,

- общежитие, расположенное по адресу Бай-Хаак <адрес>,

- объект физкультуры и спорта (<данные изъяты> <адрес>,

- объекты питьевого водоснабжения населения – <данные изъяты> скважин, расположенных на <адрес>, <адрес> села Бай-Хаак. и зарегистрировать недвижимое имущество в Едином государственном реестре в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий Оюн Ч.Т.