Решение от 14.07.2011 г. по иску прокурора Тандинского района к сумонной администрации села Кочетово об устранении нарушений законодательства в сфере пользования муниципальным имуществом.



Гражданское дело № 2-352/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июля 2011 года с. Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Оюн Ч.Т.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. в интересах муниципального образования к Администрации сельского поселения сумон Кочетово Тандинского района Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере использования государственного и муниципального имущества, организации учета муниципального имущества, законодательства государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд с иском в интересах муниципального образования к Администрации сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере использования государственного и муниципального имущества, организации учета муниципального имущества, законодательства государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, указывая на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка законности использования государственного и муниципального имущества.

Проверкой установлено, что органами местного самоуправления Тандинского района организация учета муниципального имущества осуществляется с нарушением федерального законодательства. В администрации сельского поселения Кочетово реестр муниципального недвижимого имущества не составлялся и не ведется.

Данный факт является нарушением федерального законодательства по следующим основаниям.

Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано, что в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а именно:

1) имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения,

2) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Цель ведения реестра заключается в пообъектном выделении муниципальной собственности, разграничении ее с другими формами собственности, расположенными на территории муниципального образования. Соответственно, задачами ведения реестра являются:

а) анализ состояния, экономической и социальной эффективности использования имущества по целевому назначению в соответствии с распоряжениями главы администрации сельского поселения и интересами граждан;

б) выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменений состояния экономики;

в) учет всех объектов муниципальной собственности;

г) оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с действующими программами;

д) информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;

е) централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных государственных, местных органов власти и управления, общественных организаций, других юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок.

Совершение любых юридических действий над объектом муниципальной собственности возможно только после включения его в реестр муниципальной собственности.

Благодаря реестру возможно оперативное получение информации о приватизации жилищного фонда, наличии и способах использования муниципального имущества, что в итоге способствует увеличению доходов от его использования. Ведение органами местного самоуправления единого реестра муниципального имущества приведет к более эффективному управлению и распоряжению этим имуществом и, соответственно, к более качественному решению вопросов местного значения.

Наличие и ведение реестра муниципального имущества вытекает из положения абзаца 27 пункта 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

К муниципальному имуществу сельского поселения с. Кочетово как к муниципальному образования относятся административное здание, расположенное по адресу: с. Кочетово, ул. Ленина, дом №27; земельный участок под административным зданием, здание Сельского дома культуры с.Кочетово, расположенное по адресу: с. Кочетово, ул. Ленина, дом 23, земельный участок под зданием Сельского дома культуры с. Кочетово по указанному адресу.

Проверкой прокуратуры также установлено, что указанное муниципальное имущество фактически находится во владении и пользовании органа местного самоуправления сельского поселения с. Кочетово Тандинского района, однако в соответствии с законодательством регистрация права собственности не осуществлена.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной.

Как установлено на муниципальное имущество органа местного самоуправления сельского поселения с. Кочетово Тандинского района, а именно: административное здание, расположенное по адресу с.Кочетово, ул. Ленина, дом №27; земельный участок под административным зданием, здание Сельского дома культуры с. Кочетово, расположенное по адресу с. Кочетово, ул.Ленина, дом №23, земельный участок под зданием Сельского дома культуры с. Кочетово по указанному адресу, государственная регистрация права собственности не осуществлена, что является нарушением гражданского законодательства.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Частью 2 статьи 8 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» имущество, находящееся в муниципальной собственности составляет экономическую основу местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Таким образом, отсутствие строгого учета муниципального имущества в виде реестра муниципального имущества муниципального образования сельского поселения с. Кочетово Тандинского района и нарушение норм законодательства в сфере государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним напрямую затрагивает экономические и гражданско-правовые интересы муниципального образования сельского поселения с. Кочетово Тандинского района.

Ранее прокуратурой Тандинского района по указанным основаниям в адрес председателя администрации сельского поселения с. Кочетово Тандинского района в порядке статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства в указанной сфере, однако нарушения по настоящее время не устранены.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является устранение нарушения законодательства, в данном случае нарушение законодательства в сфере использования государственного и муниципального имущества в части организации учета муниципального имущества, а также законодательства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок и с ним.

В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Глава сельского поселения сумона Кочетово Самбуу В.В. исковыми требованиями прокурора согласился в полном объеме и просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Суд принимает признание иска представителем ответчика. Порядок и последствия признания иска представителю ответчика разъяснены.

Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Обсуждая вопрос о сроках исполнения возлагаемых на ответчика обязательств, суд счел необходимым определить срок в 4 месяца.

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Кочетово освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. удовлетворить полностью.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна включить в реестр муниципального имущества сельского поселения сумона Кочетово недвижимое имущество:

- административное здание, расположенное в селе Кочетово ул. Ленина, дом №27,

- земельный участок под административным зданием,

- здание сельского дома культуры села Кочетово, расположенное в селе Кочетово по улице Ленина, дом №23,

- земельный участок под зданием Сельского дома культуры села Кочетово по указанному адресу и зарегистрировать вышеуказанные имущества в Едином государственном реестре в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Кочетово разработать нормативно - правовой акт, определяющий порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом сельского поселения и направить в Хурал представителем сельского поселения с. Кочетово на рассмотрение и утверждение в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий Оюн Ч.Т.