Дело № 2- 275/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 июля 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Оюн Ч.Т., при секретаре Саян А.Ш., рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна об обязывании обустроить полигон твердых бытовых отходов, отвечающих требованиям санитарных правил и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка под полигон твердых бытовых отходов санитарным правилам, у с т а н о в и л : Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна об обязывании обустроить полигон твердых бытовых отходов, отвечающих требованиям санитарных правил и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка под полигон твердых бытовых отходов санитарным правилам, указывая на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства Администрацией сельского поселения с.Кочетово Тандинского района РТ, где в ходе проверки выявлены существенные нарушения требований санитарных норм и правил. В процессе жизнедеятельности населения сельского поселения с.Кочетово Тандинского района образовалась свалка твердых бытовых отходов, которая с каждым годом только увеличивается. Однако образовавшаяся свалка в нарушение федерального законодательства не имеет статус объекта размещения отходов (полигона), санитарно-эпидемиологическая безопасность населения не гарантирована, не имеет положительного санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам. В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В статье 42 Конституция РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст.58 Конституции РФ. Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно статье 11 настоящего Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно статье 22 настоящего Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, хламохранилище и др.). Согласно п.2.1. и п.2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, утвержденное постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001 года «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) предназначены для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможность последующего рационального использования участка после закрытия полигона. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Кроме того, в указанных Санитарных правилах установлено, что размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должно быть 500 м. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства и санитарных правил участок, где размещена свалка твердых бытовых отходов в с.Кочетово Тандинского района не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, в отношении него не организована система санитарной очистки, то есть не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. Между тем, несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, что нарушение права граждан. Просит обязать главу с. Кочетово Тандинского кожууна обустроить полигон твердых бытовых отходов, отвечающих требованиям санитарных правил и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка под полигон твердых бытовых отходов санитарным правилам в течение трех месяцев. В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. просила удовлетворить заявленные требования и установить срок для исполнения в течение одного года. В судебное заседание глава сельского поселения с. Кочетово Тандинского кожууна Самбуу В.В. не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. С исковыми требованиями прокурора согласился в полном объеме. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств если нарушение приобрело особое общественное значение. Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления кожууна обязаны принимать действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области охраны окружающей среды может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан. Согласно п. 19 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.2.1. и п.2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, утвержденное постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001 года «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) предназначены для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможность последующего рационального использования участка после закрытия полигона. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Из информационного письма от Федерального государственного учреждения здравоохранения Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва видно, что на участки под полигон ТБО в сельском поселении села Кочетово не имеется. Представителем ответчика не представлено суду доказательств о принятии мер по обустройству полигона твердых бытовых отходов, как того требует действующее законодательство. Вместе с тем судом принимается признание иска представителем ответчика, в связи с чем, исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Кочетово освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна об обязывании обустроить полигон твердых бытовых отходов, отвечающих требованиям санитарных правил и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка под полигон твердых бытовых отходов санитарным правилам, удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва принять меры по исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления - обустроить полигон твердых бытовых отходов, отвечающих требованиям санитарных правил и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка под полигон твердых бытовых отходов санитарным правилам, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Председательствующий Оюн Ч.Т.