Решение от 11.11.2011 г. по делу № 2-416/2011 по заявлению Сояна В.Д. по избирательному праву



Дело № 2-416/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 ноября 2011 год село Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Оюн Ч.Т.,

с участием помощника прокурора Тандинского района Республики Тыва Монгуш О.А.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев заявление Соян В.Д. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 01 ноября 2011 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу »,

у с т а н о в и л :

Соян В.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 01 ноября 2011 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу », возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Тандинского кожууна зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу , указывая на то, что в регистрации кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу ему отказано в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации и непредставлением кандидатом документа, в котором бы указывались сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии. Копия оспариваемого решения им получена 07 ноября 2011 года. С указанным решением не согласен, поскольку считает его незаконным.

В обоснование заявленных требований Соян В.Д. указал, что проверка подписей избирателей рабочей группой проводилась с нарушением требований действующего законодательства, сбор подписей произведен с соблюдением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, в соответствии с п. 1.1 ст. 38 указанного закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Полагает, что вывод избирательной комиссии о недействительности подписей, и как следствие их недостаточность для выдвижения кандидата в депутаты, а также требование о представлении кандидатом документа, в котором бы указывались сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии не соответствует закону, а следовательно, решение об отказе в регистрации Сояна В.Д. кандидатом в депутаты является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Зайцев А.А. поддержал заявление полностью по доводам указанным в заявлении, и суду пояснил, что ТИК Тандинского кожууна не предоставил кандидатам информацию о том, в какой форме они должны представить информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате. Также при предоставлении документов для регистрации кандидата Сояна В.Д. членами избирательной комиссии никаких замечаний не было высказано. Согласно п. 3.12 Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва от 20 сентября 2011 года № 5/39-6 копия итогового протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата списка кандидатов. Также при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидаты, представившие установленное количество подписей избирателей, чего также не было сделано ТИК Тандинского кожууна. Просил суд удовлетворить заявление – признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 01 ноября 2011 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу Сояна В.Д.»

Заявитель Соян В.Д. в суде поддержал своего представителя и просил суд удовлетворить его заявление.

Представители заинтересованной стороны – ТИК Тандинского кожууна по доверенности Шулуу Д.Г. и Серёдкин М.В. просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии с действующим законодательством в подписных листах не указаны собственноручно дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, в связи с чем все подписи избирателей в подписном листе являются недействительными, а также кандидатом не была представлена информация об изменениях в сведения о кандидате, что является прямым нарушением законодательства о выборах.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Решением ТИК Тандинского кожууна Республики Тыва от 01 ноября 2011 года Соян В.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу .

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

Согласно подпункту "в" пункта 24 приведенной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Статья 24 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" в пункте 3 части 1 предусматривает обязанность кандидата представить в соответствующую избирательную комиссию необходимые для регистрации документы не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с ч. 2 ст. 19 названного Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата указаны:

в подпункте «в» – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

в подпункте «д» – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Из материалов дела следует, что 22 октября 2011 года Сояном В.Д. в избирательную комиссию для регистрации представлены документы: подписные листы; протокол об итогах сбора; документ, об открытии специального избирательного счёта; первый финансовый отчёт, о чём имеется подтверждение ТИК Тандинского кожууна о приёмке документов на регистрацию за . Информация об изменениях в сведениях о кандидате Соян В.Д. не были представлены и за день до окончания регистрации кандидатов.

Поскольку в соответствии с п. «в» ч. 5 ст. 26 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата, то решение ТИК Тандинского кожууна об отказе кандидату Сояну В.Д. в регистрации является обоснованным.

Доводы представителя заявителя Зайцев А.А. о том, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ТИК Тандинского кожууна выявив отсутствие среди представленных его доверителем документов информации об изменениях в сведениях о кандидате за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, не известила его об этом, несостоятельны, поскольку по смыслу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата только в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. В данном же случае у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомлять кандидата о непредоставлении требуемого законом документа.

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно требованиям пункта «з» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, …либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа….

Также из п. 3.7 Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва к Постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва от 20 сентября 2011 года № 5/39-6 следует, что все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе политической партии указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, то подписи признаются недействительными.

Так, согласно протоколу об итогах проверки подписных листов кандидата Сояна В.Д. от 22 октября 2011 года видно, что из представленных 4 подписных листов с 16 подписями, комиссией проверены все 4 подписных листа и на всех 4 подписных листах кандидатом Сояном В.Д. не проставлены дата внесения своей подписи, в связи с чем избирательная комиссия пришла к правильному выводу о том, что все представленные 12 подписей недействительны.

Доводы представителя заявителя Зайцева А.А. о несвоевременной передаче копии итогового протокола, а также не извещении о проведении проверки подписей избирателей ТИК Тандинского кожууна являются обоснованными, поскольку в соответствии с п. 3.12 «Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва» к Постановлению Избирательной комиссии РТ от 20 сентября 2011 года № 5/39-6 копия итогового протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата списка кандидатов, а также согласно п. 3.4. данной инструкции при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.

Из представленных материалов видно, что ТИК Тандинского кожууна не извещал кандидата Сояна В.Д. о проведении проверки подписей избирателей, а копия итогового протокола им не передано в предусмотренные инструкцией сроки.

Однако, суд не принимает доводы представителя заявителя в этой части, поскольку, основания – не предоставление информации об изменениях в сведениях о кандидате и признанная 100 % недостоверность подписей избирателей в подписных листах, являются основаниями для отказа в регистрации кандидата.

Доводы представителя заявителя Зайцева А.А. о том, что решение ТИК не мотивировано и вручено кандидату по истечении большого промежутка времени, обоснованны, поскольку в соответствии с пунктом 23 статьи 38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Однако, допущенное избирательной комиссией нарушение требования ФЗ-67, не влечет отмену решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что основания отказа в регистрации, указанные в п. 5 ст. 26 Закона РТ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» в отношении Сояна В.Д. имелись. В связи с чем, решение ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации Сояна В.Д. кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу , является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеются.

Таким образом, заявление Сояна В.Д. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Соян В.Д. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 01 ноября 2011 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Бай-Хаакскому Пушкинскому одномандатному избирательному округу » – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд Республики Тыва в течение 5 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено – 13 ноября 2011 года.

Председательствующий Оюн Ч.Т.