Дело № 2-425/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шожал Г.М., с участием помощника прокурора Тандинского района Ондар Р.М., при секретаре Ховалыг Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оюн С.Т. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 03 ноября 2011 года №145 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8», об обязании Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8, у с т а н о в и л: Оюн С.Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту – ТИК) Тандинского кожууна Республики Тыва от 03 ноября 2011 года №145 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8» и возложении обязанности на ТИК Тандинского кожууна зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8. В обоснование заявления указал, что 23 октября 2011 года в 17 часов 50 минут, он обратился в ТИК Тандинского кожууна с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С. Токовскому одномандатному избирательному округу №8, а 24 октября 2011 года в 15 часов 25 минут, в соответствии с п.1 ст.24 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» в ТИК Тандинского кожууна на регистрацию в качестве кандидата подала необходимые документы, где указал номер сотового телефона. ТИК Тандинского кожууна, в нарушение требования п. 1.1 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ, не известила ее об отсутствии среди представленных ею в ТИК документов, а именно информации об изменениях в сведениях о кандидате, хотя свой контактный номер сотового телефона она указывала в заявлении. Кроме того, в нарушение требования пункта 23 статьи 38 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ, ТИК Тандинского кожууна копию решения об отказе в регистрации должны были выдать в течение одних суток. Просит отменить решение ТИК Тандинского кожууна «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8», обязать ТИК Тандинского кожууна зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8. На судебное заседание заявитель Оюн С.Т. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени рассмотрения дела по существу. В соответствии с частью 1 статьи 260 ГПК РФ заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва по доверенности Середкин М.В. просил отказать в удовлетворении заявления Оюна С.Т. и пояснил суду, что в соответствии с ч.1 ст. 24 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года №781ВХ-1 информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 данного Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях входит в перечень документов, необходимых для регистрации кандидата. ТИК кожууна правомерно вынесла решение об отказе в регистрации кандидата. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Ондар Р.М., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Решением ТИК Тандинского кожууна № 145 от 03 ноября 2011 года Оюну С.Т. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Хурала Представителей сумона Кочетово Тандинского кожууна третьего созыва на основании п. «в» части 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подп. « в » части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1, а также в соответствии с п. «д» части 24 статьи 38 Федерального закона № 67 –ФЗ и пунктом «ж» части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1. В соответствии с п.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Согласно п.2 названного Закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Данным пунктом предусмотрен перечень сведений биографического характера, подлежащих указанию в заявлении, и подлежащих предоставлению для регистрации документов. Аналогичные требования указаны и в п.2 ст.19. Закона Республики Тыва №781-ВХ. Как установлено судом, заявление от Оюна С.Т. о согласии баллотироваться в ТИК поступило 23 октября 2011 года. В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата указаны: в подпункте «в» – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в подпункте «д» – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Из материалов дела следует, что 24.10.2011 года Оюном С.Т. в избирательную комиссию для регистрации представлены документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата. Однако, информация об изменениях в сведениях о кандидате Оюн С.Т. не были представлены и за день до окончания регистрации кандидатов. Поскольку в соответствии с п. «в» ч. 5 ст. 26 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата, то решение ТИК Тандинского кожууна № 145 об отказе кандидату Оюну С.Т. в регистрации является обоснованным. В соответствии с пунктом 12 статьи 37 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Согласно требованиям пункта «з» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, …либо если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме…. Также из п. 3.7 Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва к Постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва от 20 сентября 2011 года № 5/39-6 следует, что все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе политической партии указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, то подписи признаются недействительными. Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов кандидата Оюна О.Ш. от 3 ноября 2011 года видно, что из представленных 4 подписных листов с 12 подписями избирателей, избирательной комиссией проверены все подписные листы и данные подписные листы имеют исправления в дате времени подписей избирателя, также не указаны полные сведения о сборщике подписей. Согласно выписке из протокола № 14 от 3 ноября 2011 года из представленных Оюном С.Т. двенадцати подписей рабочей группой ТИК выявлено 3 подписи, то есть 25% недействительных подписей от общего количества подписей, признанных недействительными в соответствии с п. «е» пунктом 6.4. статьи 38 ФЗ -67. Также 1 подпись избирателя с исправлениями в дате ее внесения в подписной лист, причем это исправление специально не оговорено избирателем. Данная подпись избирателя признана недействительной. Рабочей группой на основании письменного заключения эксперта почерковеда Доржу Шорана Никандровича признаны 2 две подписи избирателей недействительными, поскольку согласно данному заключению в пункте «7» указано, что в папке № 1 на подписном листе – лист № 1 кандидата Оюн С.Т. даты внесения подписей в строках № 2 и № 3 выполнены одним лицом. На подписном листе – лист № 2 даты внесения в строках № 1 и № 2 выполнены одним лицом, что свидетельствует о том, что в папке № 1 на подписном листе – лист № 1 кандидата Оюн С.Т. одна из дат внесения подписей в строках № 2 и № 3 выполнена одним из избирателей не собственноручно и на подписном листе – лист № 2 одна из дат внесения в строках № 1 и № 2 выполнена одним из избирателей не собственноручно. Таким образом из представленных Оюном С.Т. 12 подписей рабочей группой выявлено 3 подписи недостоверных, то есть 25% недействительных подписей от общего количества подписей. Согласно пункту 7 справки об исследовании МО МВД РФ «Тандинский» в папке № 1 на подписном листе – лист № 2 кандидата Оюн С.Т. даты внесения подписей в строках № 2 и № 3 выполнены одним лицом. На подписном листе – лист 2 даты внесения подписей в строках № 1 и № 2 выполнены одним лицом. Таким образом, у ТИК Тандинского кожууна имелись все основания в отказе Оюну С.Т. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей сумона Кочетово Тандинского кожууна третьего созыва по С.К.Токовскому одномандатному избирательному округу № 8». При таких обстоятельствах, судом установлено, что основания отказа в регистрации, указанные в п. 5 ст. 26 Закона РТ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» в отношении Оюна С.Т. имелись. В связи с чем, решение ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации Оюна С.Т. кандидатом в депутаты Хурала Представителей сумона Кочетово Тандинского кожууна третьего созыва по С.К.Токовскому одномандатному избирательному округу № 8, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеются. Доводы заявителя Оюна С.Т. о том, что в соответствии с п.23 ст.38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, обоснованны. Поскольку в соответствии с пунктом 23 статьи 38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Однако, допущенное избирательной комиссией нарушение требования ФЗ-67, не влечет отмену решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата. Таким образом, заявление Оюна С.Т. не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Оюн С.Т. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 03 ноября 2011 года №145 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8», об обязании Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по С.Токовскому одномандатному избирательному округу №8, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 5 дней в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2011 года. Председательствующий Шожал Г.М.