Дело № 2-426/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шожал Г.М., с участием помощника прокурора Тандинского района Ондар Р.М., при секретаре Ховалыг Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самбуу Ч.Д. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 03 ноября 2011 года №144 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1», об обязании Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1, у с т а н о в и л: Самбуу Ч.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту – ТИК) Тандинского кожууна Республики Тыва от 03 ноября 2011 года №144 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1» и возложении обязанности на ТИК Тандинского кожууна зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1. В обоснование заявления указала, что 23 октября 2011 года в 17 часов 46 минут, она обратилась в ТИК Тандинского кожууна с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1, а 24 октября 2011 года в 15 часов 19 минут, в соответствии с п.1 ст.24 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» в ТИК Тандинского кожууна на регистрацию в качестве кандидата подала необходимые документы, где указала номер сотового телефона. ТИК Тандинского кожууна, в нарушение требования п. 1.1 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ, не известила ее об отсутствии среди представленных ею в ТИК документов, а именно информации об изменениях в сведениях о кандидате, хотя свой контактный номер сотового телефона она указывала в заявлении. Кроме того, в нарушение требования пункта 23 статьи 38 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ, ТИК Тандинского кожууна копию решения об отказе в регистрации должны были выдать в течение одних суток. Просит суд отменить решение ТИК Тандинского кожууна «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1», обязать ТИК Тандинского кожууна зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1. На судебное заседание заявитель Самбуу Ч.Д., будучи надлежащим образом извещенной о дне и времени рассмотрения дела по существу, не явилась. В соответствии с частью 1 статьи 260 ГПК РФ заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва по доверенности Середкин М.В. просил отказать в удовлетворении заявления Самбуу Ч.Д. и пояснил суду, что в соответствии с ч.1 ст. 24 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года №781ВХ-1 информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 данного Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях входит в перечень документов, необходимых для регистрации кандидата. ТИК кожууна правомерно вынесла решение об отказе в регистрации кандидата. Вместе с тем территориальной избирательной комиссией собранные кандидатом подписи были признаны недействительными, поскольку кандидатом в подписных листах не указано наименованием субъекта РФ и района. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Ондар Р.М., полагавшей в удовлетворении заявления Самбуу Ч.Д. отказать, приходит к следующему. Согласно п.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Решением ТИК Тандинского кожууна Республики Тыва за № 144 от 03 ноября 2011 года Самбуу Ч.Д. отказано в регистрации кандидата в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1. Основанием отказа в регистрации кандидата ТИК Тандинского кожууна указаны пункт «в» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. «в» части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа, муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», а также пункт «д» части 24 статьи 38 № 67-ФЗ и пункт «ж» части 5 статьи 26 Закона № 781 ВХ-1. Согласно п.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата. В соответствии с п.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Согласно п.2 указанного Закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, после поступления заявления в письменной форме лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Данным пунктом предусмотрен перечень сведений биографического характера, подлежащих указанию в заявлении, и подлежащих предоставлению для регистрации документов. Аналогичные требования содержатся в п.2 ст.19. Закона Республики Тыва №781-ВХ. Как установлено судом, заявление от Самбуу Ч.Д. о согласии баллотироваться в ТИК поступило 23 октября 2011 года с приложением документов о выдвижении кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва в порядке самовыдвижения и подтверждено Подтверждением №75. В пункте 1 статьи 24 Закона Республики Тыва №781-ВХ приведен перечень обязательных документов, необходимых для регистрации кандидата. В указанный перечень документов входит и информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 данного Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях. В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата указаны: в подпункте «в» – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в подпункте «д» – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Из материалов дела следует, что 24 октября 2011 года Самбуу Ч.Д. в избирательную комиссию на регистрацию выдвинутого кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу представлены документы: подписные листы с подписями на трех листах; протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, о чём имеется подтверждение ТИК Тандинского кожууна о приёмке документов на регистрацию за № 75. Информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях не была представлена в ТИК Тандинского кожууна. Поскольку в соответствии с п. «в» ч. 5 ст. 26 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата, то решение ТИК Тандинского кожууна об отказе кандидату Самбуу Ч.Д. в регистрации является обоснованным. Согласно итоговым протоколам от 3 ноября 2011 года проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Самбуу Ч.Д., выдвинутого по Сраженскому одномандатному округу было представлено 11 подписей, где основанием признания недостоверных подписей послужило неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей. В соответствии с пунктом 12 статьи 37 № 67- ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Согласно требованиям пункта «з» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, …либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа…. Также из п. 3.7 Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления Республики Тыва к Постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва от 20 сентября 2011 года № 5/39-6 следует, что все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе политической партии указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, то подписи признаются недействительными. Так, согласно протоколу об итогах проверки подписных листов кандидата Самбуу Ч.Д. от 24 сентября 2011 года видно, что из представленных кандидатом по 3 подписным листам с 11 подписями комиссией проверены все представленные кандидатом Самбуу Ч.Д.. подписные листы. В подписных листах Самбуу Ч.Д. не указаны полные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, в частности не указано наименование субъекта Российской Федерации и района, в котором проживает кандидат Самбуу Ч.Д., в связи с чем, избирательная комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что все представленные кандидатом подписи недействительны, поскольку под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с п.п. «в» п. 5 ст.26 Закона Республики Тыва №781-ВХ и п.п. в п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с вышеуказанными законами. Решением ТИК Тандинского кожууна №144 от 03 ноября 2011 года, Самбуу Ч.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1 из-за отсутствия информации об изменениях, либо отсутствии изменений в ранее представленных сведениях. Отсутствие в перечне документов информации об изменениях в сведениях о кандидате, либо об отсутствии изменений является юридически значимым, так как предоставление данного документа в соответствии с Законом Республики Тыва является обязательным для регистрации кандидата. В связи с чем, решение ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации Самбуу Ч.Д. кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеются. Доводы заявителя Самбуу Ч.Д., изложенные в заявлении о том, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ТИК Тандинского кожууна выявив отсутствие среди представленных им документов информации об изменениях в сведениях о кандидате за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о ее регистрации кандидата, не известила его об этом, несостоятельны. Поскольку согласно п.1.1 ст.38 ФЗ-67 избирательная комиссия извещает кандидата только при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, а не при отсутствии документа. Кроме того, согласно Постановлению от 23 марта 2007 года №203/1272-4 ЦИК РФ «О разъяснении порядка применения пункта 1.1. ст. 38 ФЗ кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом. В соответствии с пунктом 1.1 ст.38 ФЗ кандидат в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов не позднее чем за день рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, вправе только уточнять и дополнять сведения, которые представлены ранее и исправлять недостатки в оформлении документов. Доводы заявителя Самбуу Ч.Д. о том, что в соответствии с п.23 ст.38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, обоснованны. Поскольку в соответствии с пунктом 23 статьи 38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Однако, допущенное избирательной комиссией нарушение требования ФЗ-67, не влечет отмену решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Самбуу Ч.Д. для регистрации кандидата не в полном объеме представлены документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Тыва №781-ВХ. При таких обстоятельствах, суд считает, что основания отказа в регистрации, указанные в п.5 ст.26 Закона РТ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» в отношении Самбуу Ч.Д. имелись и решение ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации Самбуу Ч.Д. кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1, является законным и обоснованным. Таким образом, заявление Самбуу Ч.Д. не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Самбуу Ч.Д. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от 03 ноября 2011 года №144 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1», об обязании Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна третьего созыва по Сраженскому одномандатному избирательному округу № 1, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 5 дней в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2011 года. Председательствующий Шожал Г.М.