Дело № 2- 421/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 ноября 2011 года село Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Оюн Ч.Т., с участием заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К., при секретаре Саян А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ооржак Р.Ш. о признании незаконным и об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от <данные изъяты> «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № 5», у с т а н о в и л: Ооржак Р.Ш. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) Тандинского кожууна <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей сумона Бай<данные изъяты> избирательному округу № ». В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ТИК Тандинского кожууна с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты Хурала представителей сумона <данные изъяты> округу №, а ДД.ММ.ГГГГ представил в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» (далее Закон РТ № ВХ-1) следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей. ДД.ММ.ГГГГ, когда он обратился в ТИК Тандинского кожууна за удостоверением о регистрации его в качестве кандидата, ему выдали решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей <данные изъяты> Тандинского кожууна третьего созыва». Основанием отказа указано – нарушение требований пункта в части 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный Закон № 67-ФЗ), пункта в части 5 статьи 26 закона <адрес> № ВХ-1, а также в соответствии с пунктом « д» части 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом «ж» части 5 статьи 26 Закона <адрес> № ВХ-1. В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участника референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. ТИК Тандинского кожууна, в нарушение требования п. 1.1 ст.38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, не известил его об отсутствии среди представленных им в ТИК документов информации об изменениях в сведениях о кандидате. Кроме того, в нарушение требования пункта 23 статьи 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, ТИК Тандинского кожууна копию решения об отказе в регистрации выдала ему только ДД.ММ.ГГГГ. С указанным решением не согласен, поскольку считает его незаконным. Просит отменить решение ТИК Тандинского кожууна «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> избирательному округу №», и обязать ТИК Тандинского кожууна зарегистрировать его кандидатом в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> Тандинского кожууна третьего созыва <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №. Заявитель Ооржак Р.Ш. в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Зайцев А.А. поддержал заявление полностью по доводам указанным в заявлении, и суду пояснил, что ТИК Тандинского кожууна не предоставил кандидатам информацию о том, в какой форме они должны представить информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидате. Также при предоставлении документов для регистрации кандидата Ооржак Р.Ш. членами избирательной комиссии никаких замечаний не было высказано. Согласно п. 3.12 Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № копия итогового протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата списка кандидатов. Также при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидаты, представившие установленное количество подписей избирателей, чего также не было сделано ТИК Тандинского кожууна. Просил суд удовлетворить заявление – признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> Тандинского кожууна третьего созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу № Ооржак Р.Ш.». Представитель заинтересованной стороны – ТИК Тандинского кожууна по доверенности Шулуу Д.Г. просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований и пояснила, что в соответствии с ч.1 ст. 24 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ВХ-1 информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 данного Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях входит в перечень документов, необходимых для регистрации кандидата. Кроме того, все документы, необходимые для регистрации кандидата, указанные в части 1 ст.24 указанного Закона <адрес> представляются в муниципальную (территориальную) комиссию одновременно. Ооржак Р.Ш. не представил в ТИК кожууна информацию об изменениях в сведениях о кандидате, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, которые представлены им ранее. Также в соответствии с действующим законодательством в подписных листах не указаны собственноручно наименование субъекта Российской Федерации лицом, осуществлявшим сбор подписей, в связи с чем все подписи избирателей в подписных листах являются недействительными. Кроме того, согласно справки об исследовании достоверности подписей избирателей в представленных кандидатами подписных листах, предоставленной экспертом МО МВД РФ «Тандинский» следует, что дата внесения подписей вероятно выполнены одним лицом, в связи с чем ТИК кожууна правомерно вынесла решение об отказе в регистрации кандидата. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Хертек А.К., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему. Согласно п.2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Решением ТИК Тандинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ Ооржак Р.Ш. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> Тандинского кожууна третьего созыва на основании п. «в» части 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подп. « в » части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1, а также в соответствии с п. «д» части 24 статьи 38 Федерального закона № 67 –ФЗ и пунктом «ж» части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва № ВХ-1. В соответствии с п.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Согласно п.2 названного Закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Данным пунктом предусмотрен перечень сведений биографического характера, подлежащих указанию в заявлении, и подлежащих предоставлению для регистрации документов. Аналогичные требования указаны и в п.2 ст.19. Закона Республики Тыва №781-ВХ. Как установлено судом, заявление от Ооржак Р.Ш. о согласии баллотироваться в ТИК поступило ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата указаны: в подпункте «в» – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в подпункте «д» – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ооржак Р.Ш. в избирательную комиссию для регистрации представлены документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата. Однако, информация об изменениях в сведениях о кандидате Ооржак Р.Ш. не были представлены и за день до окончания регистрации кандидатов. Поскольку в соответствии с п. «в» ч. 5 ст. 26 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата, то решение ТИК Тандинского кожууна № об отказе кандидату Ооржак Р.Ш. в регистрации является обоснованным. Доводы представителя заявителя Зайцев А.А. о том, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 ФЗ-67 от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ТИК Тандинского кожууна выявив отсутствие среди представленных его доверителем документов информации об изменениях в сведениях о кандидате за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, не известила его об этом, несостоятельны, поскольку по смыслу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата только в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. В данном же случае у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомлять кандидата о непредоставлении требуемого законом документа. В соответствии с пунктом 12 статьи 37 ФЗ-67 от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Согласно требованиям пункта «з» части 6.4 статьи 38 ФЗ-67 от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, …либо если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме…. Также из п. 3.7 Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления <адрес> к Постановлению Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем политической партии имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем политической партии, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе политической партии указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно, то подписи признаются недействительными. Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов кандидата Ооржак Р.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ видно, что из представленных 4 подписных листов с 11 подписями избирателей, избирательной комиссией проверены все 4 подписных листа и на всех 4 подписных листах кандидатом Ооржак Р.Ш. не указаны полные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, в частности не указано наименование субъекта Российской Федерации, в котором проживает кандидат Ооржак Р.Ш., в связи с чем избирательная комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что все представленные кандидатом подписи недействительны, поскольку под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Кроме того, на недействительность подписей избирателей указывают и другие нарушения. Из справки об исследовании подписных листов с подписями избирателей от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной старшим экспертом МО МВД РФ «Тандинский» следует, что в папке № на подписном листе – лист 1 кандидата Ооржак Р.Ш., дата внесения подписи в строке №, а также на подписном листе – лист 2, дата внесения подписи в строке № вероятно выполнены одним лицом. Таким образом, у ТИК Тандинского кожууна имелись все основания в отказе Ооржак Р.Ш. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №». Суд признал несостоятельными доводы заявителя Ооржак Р.Ш. о том, что при заполнении им подписных листов полные данные о месте жительства кандидата имелись, а именно указан адрес проживания кандидата, как Тандинский кожуун, <адрес>, поскольку они противоречат положениям п. 5 ст. 2 ФЗ-67. Доводы представителя заявителя Зайцев А.А. о несвоевременной передаче копии итогового протокола, а также не извещении о проведении проверки подписей избирателей ТИК Тандинского кожууна являются обоснованными, поскольку в соответствии с п. 3.12 «Инструкции о порядке приёма и проверки подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) на выборах депутатов представительных органов и выборного должностного лица местного самоуправления <адрес>» к Постановлению Избирательной комиссии РТ от ДД.ММ.ГГГГ № копия итогового протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата списка кандидатов, а также согласно п. 3.4. данной инструкции при проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. Из представленных материалов видно, что ТИК Тандинского кожууна не извещал кандидата Ооржак Р.Ш. о проведении проверки подписей избирателей, а копия итогового протокола им не передано в предусмотренные инструкцией сроки. Однако, суд не принимает доводы представителя заявителя в этой части, поскольку, основания – не предоставление информации об изменениях в сведениях о кандидате и признанная 100 % недостоверность подписей избирателей в подписных листах, являются основаниями для отказа в регистрации кандидата. Доводы представителя заявителя Зайцев А.А. о том, что решение ТИК Тандинского кожууна не мотивировано и вручено кандидату по истечении большого промежутка времени, обоснованны, поскольку в соответствии с пунктом 23 статьи 38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Однако, допущенное избирательной комиссией нарушение требования ФЗ-67, не влечет отмену решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата. При таких обстоятельствах, судом установлено, что основания отказа в регистрации, указанные в п. 5 ст. 26 Закона РТ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» в отношении Ооржак Р.Ш. имелись. В связи с чем, решение ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации Ооржак Р.Ш. кандидатом в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> Тандинского кожууна третьего созыва <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеются. Таким образом, заявление Ооржак Р.Ш. не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Ооржак Р.Ш. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей сумона <данные изъяты> Тандинского кожууна третьего созыва по <данные изъяты> одномандатному избирательному округу №» – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд Республики Тыва в течение 5 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено – 14 ноября 2011 года. Председательствующий Оюн Ч.Т.