Решение по делу № 20411/11 от 11 ноября 2011 годв по заявлению Очур Н.К. от отмене решения ТИК тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна



Дело № 2-411/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 года село Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Оюн Ч.Т.,

с участием помощника прокурора Тандинского района Республики Тыва Монгуш О.А.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Очур Н.К. о признании незаконным и об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от <данные изъяты> «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Сосновскому одномандатному избирательному округу »,

у с т а н о в и л:

Очур Н.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) Тандинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Сосновскому одномандатному избирательному округу ». В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ТИК Тандинского кожууна с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты Хурала представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Сосновскому одномандатному избирательному округу , представив для регистрации все необходимые документы. Решением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в регистрации кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по основаниям п.1 ст. 24 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» (далее Закон РТ № 781 ВХ-1). Полагает принятое решение незаконным, так как ею были представлены все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ТИК Тандинского кожууна за удостоверением о регистрации в качестве кандидата, но ей отказано в регистрации кандидатом, ссылаясь на отсутствие информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с ч.2 ст. 19 Закона РТ № 781 ВХ-1.

ТИК Тандинского кожууна, в нарушение требования п. 1.1 ст.38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, не известила ее об отсутствии среди представленных ею в ТИК документов информации об изменениях в сведениях о кандидате, хотя свой контактный номер сотового телефона она указывала в заявлении. Кроме того, в нарушение требования пункта 23 статьи 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, ТИК Тандинского кожууна копию решения об отказе в регистрации выдала ей только ДД.ММ.ГГГГ.

Также в соответствии с пунктом 4 статьи 33 ФЗ-67 она не обязана представлять информацию об изменениях в сведениях о кандидате, поскольку при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию эти сведения, а именно информацию об изменениях в сведениях о кандидате. Просит отменить решение ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации её кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Сосновскому одномандатному избирательному округу .

Заявительница Очур Н.К. в судебном заседании поддержала доводы заявления по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что при сдаче документов на регистрацию, секретарь ТИК Тандинского кожууна Кыргыс С.Б. уточнял у нее, имеются ли изменения в сведениях, на что она ответила, что изменения по ранее представленным сведениям у нее отсутствуют. После чего секретарь ТИК в документе подтверждение за от ДД.ММ.ГГГГ поставил прочерк, который подразумевал, что у кандидата изменений в сведениях не имеется.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва – Шулуу Д.Г., действующая по доверенности, не согласилась с заявленными требованиями Очур Н.К. и пояснила, что в соответствии с ч.1 ст. 24 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №781ВХ-1 информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 данного Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях входит в перечень документов, необходимых для регистрации кандидата. Кроме того, все документы, необходимые для регистрации кандидата, указанные в части 1 ст.24 указанного Закона Республики Тыва представляются в муниципальную (территориальную) комиссию одновременно. Очур Н.К. не представила в ТИК кожууна информацию об изменениях в сведениях о кандидате, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, которые представлены ею ранее, в связи с чем, ТИК кожууна правомерно вынесла решение об отказе в регистрации кандидата.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Монгуш О.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Согласно п.2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Решением ТИК Тандинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ Очур Н.К. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва на основании п. «в » части 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подп. « в » части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 67-ФЗ), регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документа, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

В соответствии с п.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Согласно п.2 названного Закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Данным пунктом предусмотрен перечень сведений биографического характера, подлежащих указанию в заявлении, и подлежащих предоставлению для регистрации документов.

Аналогичные требования указаны и в п.2 ст.19. Закона Республики Тыва №781-ВХ.

Как установлено судом, заявление от Очур Н.К. о согласии баллотироваться в ТИК поступило ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. «в » п. 5 ст.26 Закона <адрес> -ВХ и п.п. в п.24 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с вышеуказанными законами.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона <адрес> -ВХ для регистрации кандидата, кандидат, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов представляют в муниципальную (территориальную) комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов производился сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной муниципальной (территориальной) комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов производился сбор подписей);

3) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, о списке кандидатов, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях;

4) первый финансовый отчет, за исключением случая, когда кандидат (кандидаты) не создавал (не создавали) избирательный фонд в соответствии с настоящим Законом;

5) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 23 настоящего Закона;

6) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета в случае создания избирательного фонда.

Как установлено судом, Очур Н.К. ДД.ММ.ГГГГ были сданы в ТИК Тандинского кожууна для регистрацию выдвинутого кандидата в порядке самовыдвижения в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата; список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов; документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета; первый финансовый отчет. Однако, информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях Очур Н.К. не представлена.

Таким образом, у ТИК Тандинского кожууна в силу п. « в » ч. 5 ст. 26 Закона <адрес> ВХ-1 имелись все основания в отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва.

Доводы заявительницы Очур Н.К. о том, что секретарь ТИК кожууна Кыргыс С.Б. при принятии ее документов для регистрации кандидата должен был уведомить ее об отсутствии информации об изменениях в сведениях несостоятельны, поскольку секретарь избирательной комиссии не обязан уведомлять о недостатке каких-либо документов кандидата.

Доводы заявителя Очур Н.К. о том, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 ФЗ-67 от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ТИК Тандинского кожууна выявив несоблюдение требований закона к оформлению документов среди представленных ею документов информации об изменениях в сведениях о кандидате за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о ее регистрации кандидата, не известила ее об этом, несостоятельны. Поскольку согласно п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия извещает кандидата только при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, а не при отсутствии документа.

Кроме того, согласна Постановления от ДД.ММ.ГГГГ ЦИК РФ «О разъяснении порядка применения пункта 1.1. ст. 38 ФЗ кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.

В соответствии с пунктом 1.1 ст.38 ФЗ кандидат в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов не позднее чем за день рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, вправе только уточнять и дополнять сведения, которые представлены ранее и исправлять недостатки в оформлении документов.

Доводы Очур Н.К. о том, что в соответствии с пунктом 4 ст.33 ФЗ-67 при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, также не обоснованны.

По смыслу указанного пункта при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, только предусмотренные пунктом 3 статьи 33 ФЗ-67.

А согласно п.3 ст.33 ФЗ-67 вместе с заявлением, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Доводы заявителя Очур Н.К. о том, что в соответствии с п.23 ст.38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, обоснованны. Поскольку в соответствии с пунктом 23 статьи 38 ФЗ-67 в случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Однако, допущенное избирательной комиссией нарушение, в силу положений Федерального закона № 67-ФЗ, Закона РТ ВХ-1 не влечет отмену решения ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации кандидата.

Отсутствие в перечне документов информации об отсутствии в сведениях о кандидате, либо об отсутствии изменений является юридически значимым, тем более, что предоставление данного документа в соответствии с Законом <адрес> является обязательным для регистрации кандидата.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Очур Н.К. для регистрации кандидата были представлены документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 24 Закона <адрес> -ВХ не в полном объеме.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что основания отказа в регистрации, указанные в п.5 ст.26 Закона РТ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» в отношении Очур Н.К. имелись. В связи с чем, решение ТИК Тандинского кожууна об отказе в регистрации Очур Н.К. кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна четвертого созыва по Сосновскому одномандатному избирательному округу , является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеются.

Таким образом, заявление Очур Н.К. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, 198,199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Очур Н.К. о признании незаконным и об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Тандинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Хурала Представителей Тандинского кожууна Республики Тыва по Сосновскому одномандатному избирательному округу », и об обязании Территориальную избирательную комиссию Тандинского кожууна зарегистрировать в качестве кандидата отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 5 дней через Тандинский районный суд со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Оюн Ч.Т.