Дело № 2- 443/2011 РЕШЕНИЕ. Тандинский районный суд Республики Тьгва в составе: председательствующего Ажи С.А., с участием помощника прокурора Тандинского района Монгуш О.А., при секретаре Ховалыг Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Кызыл-Арыг Тандинского района об обязывании приобрести и установить лицензионные программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе, установил: Прокурор Тандинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязывании Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школе (далее МОУ СОШ) с. Кызыл-Арыг Тандинского района приобрести и установить лицензионные программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ссылаясь на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в муниципальных образовательных учреждениях Тандинского района. В ходе проведения проверки установлено, что в МОУ СОШ с. Кызыл-Арыг при обучении в соответствии с образовательными программами используется информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Однако не имеется лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы-обучения. Данный факт является нарушением требований федерального законодательства по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст.38 Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ допускается в ряде случаев установление ограничений права на свободное получении информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. В нарушение указанных требований федерального законодательства в МОУ СОШ с.Кызыл-Арыг при использовании приобретенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» компьютерного оборудования для просмотра ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне, лицензионное программное обеспечение - контент-фильтры, блокирующее доступ к ресурсам, не отвечающим целям и задачам программы обучения, используется не в полной мере. Данное обстоятельство может послужить причиной доступа несовершеннолетних обучающихся в МОУ СОШ с. Кызыл-Арыг к интернет-сайтам, содержащим информацию, противоречащей законодательству Российской Федерации, сцены насилия, пропаганду асоциального поведения и другие. В настоящее время в МОУ СОШ с.Кызыл-Арыг обучающиеся по мере необходимости пользуются информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», где содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне, лицензионного программного обеспечения - контент-фильтра, блокирующего доступ к ресурсам, не отвечающим целям и задачам образовательной программы не имеется, в связи с чем нарушаются права и интересы обучающихся, так как образовательным учреждением не создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Данный факт ущемляет права и законные интересы обучающихся МОУ СОШ с.Кызыл-Арыг на получение качественной образовательной программы, предоставляемой образовательным учреждением. В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Республики Тыва Монгуш О.А. исковые требования прокурора полностью поддержала и просила удовлетворить иск, установив срок исполнения решения суда два месяца со дня вступления решения в законную силу и пояснила, что программы должны быть лицензионные, а не бесплатные, которые предоставляют через сеть «Интернет», поскольку они не гарантируют полноценное блокирование. Представитель ответчика – директор МОУ СОШ с.Кызыл-Арыг Оюн Ч.В. с заявленными прокурором требованиями согласилась в полном объеме, и подтвердила, что лицензионное программное обеспечение -контент-фильтр, блокирующий доступ к ресурсам, не отвечающим целям и задачам образовательной программы у них отсутствует. Имеется <данные изъяты> компьютеров. Через сеть «Интернет» они приобрели бесплатную программу, блокирующую доступ к незаконным ресурсам. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные суду материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается в ряде случаев установление ограничений права на свободное получении информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основании с п. 6 ст. 10 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность. Так, статьей 282 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. В части 2 ст. 14 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. От 17 июня 2010 года) «Об образовании» предусмотрено, что содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности. Согласно ч. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Судом установлено, что в МОУ СОШ с.Кызыл-Арыг обучающиеся по мере необходимости пользуются информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», где содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне. У МОУ СОШ с. Кызыл-Арыг не имеется лицензионного программного обеспечения – контент-фильтра, блокирующего доступ к информационным ресурсам, не отвечающим целям и задачам образовательной программы обучения, что является нарушением требований законодательства об образовании. Поэтому может послужить причиной доступа несовершеннолетних обучающихся к интернет-сайтам, содержащим информацию, противоречащую законодательству Российской Федерации, где есть сцены насилия, пропаганда асоциального поведения и другие. В связи с чем нарушаются права и интересы обучающихся, так как образовательным учреждением не создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Отсутствие лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы (контент-фильтры), не отвечающие целям и задачам программы обучения, ущемляет права и законные интересы обучающихся в МОУ СОШ с. Кызыл-Арыг на получение качественной образовательной программы, предоставляемой образовательным учреждением. Таким образом, на основании изложенного, следует, что в МОУ СОШ с.Кызыл-Арыг действительно не решен вопрос о приобретении и установлении лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе. Между тем, из материалов дела следует, что ответчиком не проведена работа по устранению нарушения законодательства об образовании, не приобретена и не установлена лицензионная программа, блокирующая информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе, доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, поскольку установлено, что в нарушение норм законодательства лицензионная программа, указанная в иске, ответчиком не приобретена и не установлена, то иск прокурора Тандинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ СОШ с. Кызыл-Арыг обоснован и подлежит удовлетворению. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Поэтому суд считает необходимым с учётом количества компьютеров установить двухмесячный срок для ответчика для приобретения и установления лицензионной программы. На основании изложенной и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Тандинского района Республики Тыва Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Кызыл-Арыг Тандинского района приобрести и установить лицензионные программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Ажи С.А.
Именем Российской Федерации
12 декабря 2011 года с. Бай-Хаак