Решение по иску №2-446/2011 по иску прокурора к МОУ СОШ с. Успенка об установлении информационной программы.



Дело № 2- 446/2011

РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации


08 декабря 2011 года с. Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тьгва в составе: председательствующего Ажи С.А.,

с участием помощника прокурора Тандинского района Монгуш О.А.,

при секретаре Ховалыг Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Успенка Тандинского района об обязывании приобрести и установить лицензионные программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе,

установил:

Прокурор Тандинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязывании Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школе (далее МОУ СОШ) с. Успенка приобрести и установить лицензионные программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ссылаясь на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в муниципальных образовательных учреждениях Тандинского района. В ходе проведения проверки установлено, что в МОУ СОШ с. Успенка при обучении в соответствии с образовательными программами используется информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Однако не имеется лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы-обучения. Данный факт является нарушением требований федерального законодательства по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст.38 Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ допускается в ряде случаев установление ограничений права на свободное получении информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

В нарушение указанных требований федерального законодательства в МОУ СОШ с.Успенка при использовании приобретенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» компьютерного оборудования для просмотра ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне, лицензионное программное обеспечение - контент-фильтры, блокирующее доступ к ресурсам, не отвечающим целям и задачам программы обучения, используется не в полной мере. Данное обстоятельство может послужить причиной доступа несовершеннолетних обучающихся в МОУ СОШ с.Успенка к интернет-сайтам, содержащим информацию, противоречащей законодательству Российской Федерации, сцены насилия, пропаганду асоциального поведения и другие.

В настоящее время в МОУ СОШ с.Успенка обучающиеся по мере необходимости пользуются информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», где содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне, лицензионного программного обеспечения - контент-фильтра, блокирующего доступ к ресурсам, не отвечающим целям и задачам образовательной программы не имеется, в связи с чем нарушаются права и интересы обучающихся, так как образовательным учреждением не создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Данный факт ущемляет права и законные интересы обучающихся МОУ СОШ с. Успенка на получение качественной образовательной программы, предоставляемой образовательным учреждением.

В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Республики Тыва Монгуш О.А. исковые требования прокурора полностью поддержала и просила удовлетворить иск, установив срок исполнения решения суда до двух месяцев, и пояснила, что программы должны быть лицензионные, а не бесплатные, которые предоставляют через сеть «Интернет», поскольку они не гарантируют полноценное блокирование.

Представитель ответчика – директор МОУ СОШ с.Успенка Ооржак А.В. в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями согласилась в полном объеме, и подтвердила, что лицензионное программное обеспечение -контент-фильтр, блокирующий доступ к ресурсам, не отвечающим целям и задачам образовательной программы у них отсутствует, имеется <данные изъяты> компьютер с выходом в сеть «Интернет».

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные суду материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается в ряде случаев установление ограничений права на свободное получении информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании с п. 6 ст. 10 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность. Так, статьей 282 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.

В части 2 ст. 14 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. От 17 июня 2010 года) «Об образовании» предусмотрено, что содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности.

Согласно ч. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Судом установлено, что в МОУ СОШ с. Успенка обучающиеся по мере необходимости пользуются информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», где содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне. У МОУ СОШ с. Успенка не имеется лицензионного программного обеспечения – контент-фильтра, блокирующего доступ к информационным ресурсам, не отвечающим целям и задачам образовательной программы обучения, что является нарушением требований законодательства об образовании.

Это обстоятельство может послужить причиной доступа несовершеннолетних обучающихся к интернет-сайтам, содержащим информацию, противоречащую законодательству Российской Федерации, где есть сцены насилия, пропаганда асоциального поведения и другие. В связи с чем нарушаются права и интересы обучающихся, так как образовательным учреждением не создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Отсутствие лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы (контент-фильтры), не отвечающие целям и задачам программы обучения, ущемляет права и законные интересы обучающихся в МОУ СОШ с.Успенка на получение качественной образовательной программы, предоставляемой образовательным учреждением.

Таким образом, на основании изложенного, следует, что в МОУ СОШ с. Успенка действительно не решен вопрос о приобретении и установлении лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе.

Между тем, из материалов дела следует, что ответчиком не проведена работа по устранению нарушения законодательства об образовании, не приобретена и не установлена лицензионная программа, блокирующая информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, поскольку установлено, что в нарушение норм законодательства лицензионная программа, указанная в иске, ответчиком не приобретена и не установлена, то иск прокурора Тандинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ СОШ с. Успенка обоснован и подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поэтому суд считает необходимым с учётом количества компьютеров установить двухмесячный срок для ответчика для приобретения и установления лицензионной программы.

На основании изложенной и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Тандинского района Республики Тыва Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Успенка Тандинского района приобрести и установить лицензионные программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Ажи С.А.