Решение от 26.12.2011 г. по делу № 2-428 прокурора Тандинского района в интересах П. к администрации Тандинского кожууна о возложении обязанности выделить и закрепить за П. жилое помещение



Дело № 2-428/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года с. Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего – Оюн Ч.Т.,

с участием заместителя прокурора Тандинского района РТ Хертек А.К.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах П.А.Ю. к Администрации Тандинского кожууна РТ об обязании выделить и закрепить за П.А.Ю. жилое помещение, изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в пределах Тандинского кожууна,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва в интересах несовершеннолетнего П.А.Ю. обратился в суд с иском к администрации Тандинского кожууна об обязании выделить и закрепить за П.А.Ю. жилого помещения, изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в пределах Тандинского кожууна, указывая на то, что П.А.Ю., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, его родители П.Ю. и ФИО3 по решениям Тандинского районного суда РТ ранее лишены родительских прав. П.А.Ю. в несовершеннолетнем возрасте проживал в <адрес>, учился в <данные изъяты>, затем продолжил учебу в <данные изъяты> Красноярского края, где получил паспорт УФМС России по Красноярскому краю в <данные изъяты> районе, в настоящее время зарегистрирован у чужих людей по адресу <адрес>, сирота.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В нарушение норм Федерального законодательства ответчиком не предоставлено жилье П.А.Ю. и в результате бездействия ответчика по предоставлению жилья П.А.Ю. нарушается его право на жилье, гарантированное федеральным законодательством.

Просит обязать ответчика выделить и закрепить за П.А.Ю. жилое помещение на территории Тандинского района, изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. полностью поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Тандинского кожууна РТ Долзат В.В. в судебном заседании иск признала и указала на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.

Представитель заинтересованного лица – специалист отдела опеки и попечительства администрации Тандинского кожууна Биче-оол А.К. в судебном заседании пояснила, что действительно П.А.Ю. нуждается в жилье, когда он был несовершеннолетним он стоял у них на учете как сирота. Он вынужден жить у знакомых, своего жилья нет.

П.А.Ю. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования полностью поддержал.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно копии паспорта серии , выданного Отделением УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, П.А.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>.

Решением Тандинского районного суда Республики Тыва от 05 июня 2002 года ФИО3 лишена родительских прав в отношении П.А.Ю., <данные изъяты> года рождения.

Решением Тандинского районного суда Республики Тыва от 20 октября 2005 года П.Ю. лишен родительских прав в отношении П.А.Ю., <данные изъяты> года рождения.

Постановлением председателя Тандинской кожуунной администрации от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний П.А.Ю. устроен в школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении законного права на жилое помещение по договору социального найма, П.А.Ю. значится среди очередников по получению муниципального жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ под № .

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Республике Тыва) от 26 декабря 2011 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у ФИО3 и у П.Ю. отсутствуют права собственности на недвижимое имущество.

Согласно карте постановки на учёт на получение жилого помещения, выданного начальником отдела по опеке (попечительству) администрации Тандинского кожууна Республики Тыва следует, что П.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> имеющий правовой статус - оставшийся без попечения родителей - поставлен на учёт 26 февраля 2010 года в с. Балгазын Тандинского кожууна Республики Тыва.

П.А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ получил Диплом о начальном профессиональном образовании и ему присвоена квалификация каменщика 4 разряда, бетонщика 3 разряда, электросварщика ручной сварки 2 разряда.

Из представленных материалов установлено, что П.А.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей, социальной сиротой, с 25 июня 2009 года окончил пребывать в образовательном учреждении.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Абзацем 2 пункта 1 ст. 8 Федерального Закона № 159 – ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержится в ст. 8 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 28.10.2011 года № 930 ВХ-1)

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Согласно положениям ст.ст. 15,57 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для проживания граждан, то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам нормам и иным требованиям законодательства и находиться в пределах жительства детей.

Согласно ст. 6 Закона Республики Тыва «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма», жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Республики Тыва предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 5 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансирование предусмотренных настоящим Законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств бюджета Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 (ред. от 28.10.2011 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе – по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 2 указанного выше Закона Республики Тыва установлено, что средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются в республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций.

Суд пришел к выводу о том, что предоставление П.А.Ю. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что у них отсутствует свободное жилье, а также то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение в срочном порядке, не основаны на законе. Поскольку обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Как установлено судом, администрация Тандинского кожууна РТ как орган исполнительной власти не предоставила вне очереди жилое помещение П.А.Ю. после окончания пребывания его в образовательном учреждении. Жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди. Иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению, поскольку согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Таким образом, администрация Тандинского кожууна РТ должна в течение 1 года предоставить по договору социального найма П.А.Ю. жилое помещение на территории муниципального образования «Тандинский кожуун», соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах П.А.Ю. к Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва об обязании выделить и закрепить за П.А.Ю. жилое помещение на территории муниципального образования «Тандинский кожуун» удовлетворить.

Обязать Администрацию Тандинского кожууна предоставить жилое помещение на территории муниципального образования «Тандинский кожуун» соответствующее санитарным и техническим требованиям площадью не ниже установленных социальных норм П.А.Ю. в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Оюн Ч.Т.