Решение по делу № 2-11\2012 от 24 января 2012 года по иску прокурора Тандинского района о лицензировании ДОДШИ села Кочетово



Дело № 2-11/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Бай-Хаак 24 января 2012 года

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Шожал Г.М.,

при секретаре Шимит А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению дополнительного образования детей Детская школа искусств об устранении нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности путем составления сметы расходов для получения лицензии, Администрации Тандинского района об обязании изыскания финансовых средств из местного бюджета достаточных для оформления пакета документов для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тандинского района Соловьёв С.С. в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному учреждению дополнительного образования детей Детская школа искусств (далее по тексту МУДОД ДШИ с.Кочетово) об устранении нарушений законодательства о лицензировании медицинской деятельности путем составления сметы расходов для получения лицензии в течение одного месяца, Администрации Тандинского района об обязании изыскания финансовых средств из местного бюджета достаточных для оформления пакета документов для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. В обоснование иска указал, что проведённой проверкой при осуществлении надзора за соблюдением образовательными учреждениями федерального законодательства об образовании установлено, что Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств села Кочетово не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности, что является нарушением законодательства об образовании в части обязательного лицензирования образовательной деятельности.

МУДОД ДШИ села Кочетово является образовательным учреждением дополнительного образования детей, где осуществляется образовательная деятельность. На 2011-2012 учебный год МУДО ДШИ с. Кочетово с начала учебного года зачислены и посещают 75 детей, имеются хоровое и хореографическое отделения, сформирован состав педагогов дополнительного образования из 3 квалифицированных специалистов, по программам дополнительного образования. Лицензия на право ведения образовательной деятельности с момента государственной регистрации в качестве образовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность с 2008 года не имелась.

Статьей 12 Закона РФ от 10.07.1992 «Об образовании» установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В соответствии с вышеуказанной статьей Закона РФ к образовательным учреждениям относятся и учреждения дополнительного образования детей.

Частью 2 статьи 26 Закона РФ к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяемых их статус основных образовательных программ.

- в общеобразовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

В соответствии с частями 6, 7 и 9 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предполагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ.

Нарушение МУДОД ДШИ с. Кочетово законодательства об образовании в части обязательного лицензирования образовательной деятельности ставит под сомнение соответствие условий осуществления образовательного процесса, предполагаемых им требованиям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, общеобразовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм.

В соответствие с частью 1 статьи 26 Закона РФ «Об образовании» дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Отсутствие лицензии на право осуществления образовательной деятельности ведет к нарушению прав и законных интересов граждан, обучающихся в образовательном учреждении.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава МУДОД ДШИ села Кочетово учредителем школы является администрация Тандинского кожууна.

Пунктом 6.4 Устава установлено, что источником Формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются, в частности средства бюджета администрации Тандинского кожууна, выделенные по смете, также пунктом 7.2 Устава регламентировано, что приобретение имущества школы, хозяйственная деятельность, проведение текущего и капитального ремонта, учебный процесс финансируются из бюджета администрации Тандинского кожууна.

В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района РТ Хертек А.К. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила суд обязать директора МУДОД ДШИ села Кочетово представить администрации Тандинского кожууна смету расходов по лицензированию в течение одного месяца, а Администрацию Тандинского кожууна в свою очередь обязать в течение 6 месяцев изыскать средства на лицензирование детской школы искусств села Кочетово.

Представитель ответчика – директор МУДОД ДШИ села Кочетово Самбу Ч.Д. на судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика - администрации Тандинского кожууна РТ Долзат Виктория Анатольевна в судебном заседании с иском прокурора Тандинского района не согласилась, указав, что согласно постановлению председателя администрации Тандинского кожууна от 27 декабря 2011 года за № 913 создано муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тандинского кожууна путем реорганизации Муниципальных учреждений дополнительного образования детей сел Межегей, Бай-Хаак и Кочетово. В связи с реорганизацией данных школ Муниципальное учреждение дополнительного образования Бай-Хаакской детской школы искусств нужно будет получить лицензию, а МУДОД ДШИ села Кочетово и села Межегей будут филиалами. в связи с чем придется получать новую лицензию.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Прокурор обратился в суд к ответчикам с требованиями об устранении нарушений законодательства о лицензировании в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, то есть прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ, где предметом спора являются личные неимущественные права граждан.

На основании ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 26, Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный лицензирующий орган) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - лицензирующие органы), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Положением.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к нормативным документам по охране здоровья граждан, обязательный для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, в целях защиты жизни и здоровья граждан.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Судом установлено, МУДОД ДШИ с.Кочетово Тандинского кожууна РТ является образовательным учреждением дополнительного образования детей и осуществляет образовательную деятельность, школу искусств посещают 75 детей, имеется хоровое и хореографическое отделения.

В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 Устава МУДОД ДШИ с Кочетово Тандинского кожууна РТ учредителем МУДОД ДШИ является Администрация Тандинского кожууна и финансируется полностью за счет бюджета Тандинского кожууна.

В данном случае от МУДОД ДШИ села Кочетово требовалось устранить выявленные нарушения по лицензированию образовательной деятельности, директор должен был способствовать скорейшему получению лицензии на осуществление образовательной деятельности. Вносить в случае необходимости соответствующие предложения, требования учредителям и иным организациям, получать на свои требования мотивированные ответы.

Поскольку со стороны ответчиков письменных и иных доказательств того, что ими принимались какие-то меры по устранению нарушений требований по лицензированию образовательной деятельности суду не представлено, суд полагает, что предъявленные исковые требования прокурора обоснованны, в связи, с чем суд считает необходимым удовлетворить иск в полном объеме.

Доводы представителя ответчика Администрации Тандинского кожууна об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в связи с реорганизацией образовательных учреждений дополнительного образования детей «Детских юношеских школ», суд считает не состоятельными, поскольку МУДОД ДШИ села Кочетово осуществляет свою деятельность, обучает детей, не имея на это соответствующей лицензии с 2008 года, чем нарушает права и законные интересы детей.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поэтому суд считает необходимым с учётом того, что МУДОД ДШИ с. Кочетово необходимо составить смету расходов, а Администрации Тандинского кожууна изыскать финансовые средства из бюджета, то установить срок для исполнения один месяц и шесть месяцев соответственно.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Тандинского района Республики Тыва Соловьёва С.С. удовлетворить.

Обязать директора Муниципального учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств села Кочетово устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности путем составления сметы расходов для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Администрацию Тандинского кожууна устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности путем изыскания финансовых средств из местного бюджета муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» достаточных для оформления пакета документов для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2012 года

Председательствующий Шожал Г.М.