Дело № 2-9\2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации село Бай-Хаак 25 января 2012 года Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шожал Г.М., при секретаре Саян А.Ш., с участием помощника прокурора Тандинского района Монгуш О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. в интересах инвалидов Тандинского кожууна к Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский», Министерству внутренних дел Республики Тыва об обязывании оборудовать вход в здания Межмуниципального отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский» пандусами и парапетами, у с т а н о в и л: Прокурор Тандинского района Соловьёв С.С. обратился в суд в интересах инвалидов Тандинского кожууна к Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский» (далее по тексту МО МВД РФ «Тандинский») об обязывании оборудовать входы в здания, расположенные в селе Бай-Хаак улица Советская дом 70 литер А и литер Б разделительными поручнями и пандусом. В обоснование иска указал, что проведенной проверкой установлено, что здание МО МВД РФ «Тандинский» расположено в двух зданиях по адресу с. Бай-Хаак улица Советская дом 70 Литер А и Литер Б, принадлежащие Министерству внутренних дел по Республике Тыва. Вход в здание МО МВД РФ «Тандинский» под Литером А имеет лестницу и входную дверь с высоким порогом, конструкции которых не позволяют гражданам, использующих для передвижения кресло - коляску, самостоятельно заехать на лестницу и войти внутрь здания, тем самым ограничивая их возможность непосредственно обратиться к сотрудникам полиции по вопросам относящимся к их компетенции. Аналогичным образом вход в здание МО МВД РФ «Тандинский» под Литером Б имеет высокую ступеньку и дверь с высоким порогом, конструкции которых не позволяют гражданам, использующих для передвижения кресло – коляску самостоятельно войти внутрь здания. Выявленные нарушения позволяют сделать вывод о том, что вход в здания МО МВД РФ «Тандинский» для инвалидов – колясничиков недоступен, что исключает возможность гражданам самостоятельно, без посторонней помощи посетить данное учреждение, что безусловно нарушает права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала исковые требования полностью, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел РФ «Тандинский» Ыянмаа Аржаана Александровна, действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась и просила суд в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель соответчика Министерства внутренних дел Республики Тыва Кулагашева Анжела Дмитриевна с исковыми требованиями истца не согласилась, указав на то, что они не являются собственниками зданий, владеют зданиями на праве оперативного управления, в связи с чем, не могут установить разделительные поручни и пандус. Суд, заслушав помощника прокурора, ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресло-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должно осуществиться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. В социальном государстве институт социальной защиты выступает как обязательный атрибут, призванный способствовать реализации человеком своих прав и свобод. В связи с этим социальная защита населения, является одной из основных функций современного государства. Главным назначением данной функции является обеспечение общественного благополучия, достойной жизни и развития граждан, а также создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва за № 5-394 от 14 сентября 2007 года административные здания КОВД под Литером А и Литером Б, расположенные в селе Бай-Хаак по улице Советская дом 70 закреплены на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел Республики Тыва. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года здание, расположенное Республика Тыва <адрес> с инвентарным номером № находится в оперативном управлении Министерства внутренних дел Республики Тыва, кадастровый номер №. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года здание расположенное Республика Тыва Тандинский район с<адрес> с инвентарным номером 1№. находится в оперативном управлении Министерства внутренних дел Республики Тыва, кадастровый номер №. Согласно акту проверки МО МВД РФ «Тандинский», расположенного по адресу с. Бай-Хаак улица Советская дом 70 на предмет создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфрастукрутры (жилым помещениям и производственным зданиям, строениям и сооружениям и другим учреждениям) в селе Бай-Хаак вход в здание МО МВД РФ «Тандинский» под Литером А имеет высокую лестницу, двери с порогом, что не позволяет гражданам, использующим для передвижения кресло – каляску самостоятельно заехать на лестницу и войти во внутрь здания. Близлежащее здание отделения под литером Б также имеет ступеньку при входе и дверь с высоким порогом, где пандус и разделительный поручень не оборудован. При анализе вышеприведенных норм закона и представленных по делу доказательств, следует что имеется факт нарушения доступности зданий МО МВД РФ «Тандинский» для маломобильных групп населений, и данный факт нашел свое подтверждение при рассмотрении дела. Исковые требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку выявленные нарушения нарушают права малобильных групп населения на достойную жизнь, свободное развитие и общественное благополучие. В своем возражении соответчик МО МВД РФ «Тандинский» указал на то, что указанные здания им принадлежат на праве оперативного управления и были построены до введения в действие нормы ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», запрещающей строительство зданий без приспособлений для доступа к ним инвалидов и использования инвалидами. Здания МО МВД РФ «Тандинский» были построенные в 1969 году и актом проверки не установлены техническая возможность создания беспрепятственного доступа к социальным инфраструктурам. Поскольку ответчик не является организацией, осуществляющей градостроительную деятельность, проектирование или строительство данного объекта, а также не является собственником помещения, несущим бремя содержания данного имущества просил суд в удовлетворении иска отказать.. Согласно статье 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года за № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право оперативного управления означает возможность унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных не только законом, но и в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению согласно нормам статей 296 и 297 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно данным нормам в данном случае установление разделительных поручней и пандуса включает в себя порядок пользования государственным имуществом и для установления разделительных поручней и пандуса при входе в здания суд считает не требуется специальных познаний в градостроительной деятельности и проектирования здания. При таких обстоятельствах суд считает доводы ответчика несостоятельными, иск подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Тандинского района Соловьёва С.С. к Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский», Министерству внутренних дел Республики Тыва об обязывании оборудовать вход в здания Межмуниципального отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский» пандусами и парапетами, удовлетворить. Обязать Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский» принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населений в здания Межмуниципального отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский», расположенные <адрес> Обязать Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский» устроить разделительные поручни на подходах к зданиям и оборудовать подход к зданиям пандусом. Установить Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тандинский» срок для совершения вышеуказанных действий в соответствии со ст. 206 ГПК РФ три месяца, после вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 30 января 2012 года. Председательствующий Шожал Г.М.