Решение по делу № 2-142\12 от 29.05.2012 по иску Швецова А.П. к УПФ в Тандинском районе о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии.



Дело № 2-142/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 мая 2012 года с. Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ажи С.А.,

при секретаре Ховалыг Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецова А.П к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва» о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

УСТАНОВИЛ:

Швецов А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тына» (далее ГУ УПФ РФ по Тандинскому району) о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период работы в органах Министерства внутренних дел Тувинской АССР с 9 ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года. Истец указал, что действовавшее в спорный период Положение от 17 декабря 1959 года № 1397 «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в п.п «г» п. 1 предусматривало включение в специальный стаж службу в составе Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Указанное положение действовало до 1 октября 1993 года. В постановлении Конституционного Суда РФ № 18-П от 15 июня 1998 года в определении от 5 ноября 2002 года, прямо указано, что судом должны применяться нормы, хоть и утратившие силу в связи с принятием новых норм, но действовавших в спорный период истца. Таким образом, ответчик обязан был засчитать его стаж работы в органах внутренних дел в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, наработанный в районах, приравненных к Крайнему Северу до 1 октября 1993 года. Общий стаж работы в МКС с учетом периодов работы в органах внутренних дел должен составлять 25 лет и соответственно пенсию ответчик должен назначить с ДД.ММ.ГГГГ года по достижении возраста 55 лет.

В судебном заседании истец Швецов А.П иск полностью поддержал и пояснил, что работал в органах <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и просит назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель истца Тэгшжаргалын С.С. в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Тандинском районе Республики Тыва Кузьмин Д.А. не согласился с иском и пояснил, что истцу правомерно отказано в назначении пенсии, поскольку указанный период его работы в МВД РТ федеральным законом не предусмотрен зачет в специальный северный стаж.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно решению Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва за № от ДД.ММ.ГГГГ года Швецову А.П. в назначении трудовой пенсии по старости было отказано, где указано, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Страховой стаж Швецова А.П. составил <данные изъяты>, в том числе:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Как видно из материалов дела - копии трудовой книжки б\н, выданной ДД.ММ.ГГГГ года истец Швецов А.П. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года служил в органах МВД Тувинской АССР.

В связи с отсутствием требуемого стажа работы 20 календарных лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отказано в назначении трудовой пенсии по старости Швецову А.П. в соответствии с п.п.6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.02.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По имеющемуся стажу работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, право на указанную пенсию в соответствии с абзацем третьим подп. 6 пункта 1 статьи 28 Закона от 17 декабря 2001 года у Швецова А.А. наступает при достижении возраста 56 лет, то есть ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лег.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования.

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст. 2).

В силу ст. 6 Закона СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 г. выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы.

В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года № 340-1 выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Законом, осуществляется за счет Пенсионного фонда РСФСР. Этот фонд образуется за счет страховых взносов предприятий и организаций; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров; страховых взносов работающих граждан; ассигнований из Государственного бюджета СССР.

Страховой тариф устанавливается на 1991 год: для предприятий и организаций - в размере 26 процентов по отношению к начисленной оплате труда (общественные организации инвалидов и пенсионеров, их предприятия, учреждения, объединения и учебные заведения освобождаются от уплаты страховых взносов): для граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - в размере 5 процентов их дохода.

Страховые взносы работающих граждан устанавливаются в размере одного процента заработка.

Из данных положений законов следует, что выплата пенсий в период СССР и РСФСР обеспечивалась за счет взносов предприятий, учреждений и организаций, а с 01 января 1991 года также за счет страховых взносов работающих граждан.

Судом установлено, что Министерство внутренних дел Республики Тыва страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации с денежного содержания сотрудников МВД не удерживались и не отчислялись. Сотрудники внутренних дел не являются субъектами обязательного пенсионного страхования.

Однако данный факт не исключает то обстоятельство, что страховые взносы уплачивались МВД Республики Тыва (МВД Тувинской АССР) из фонда оплаты труда, в соответствии с порядком, установленным названными выше законами СССР и РСФСР.

Ответчик ссылается на разъяснение, содержащееся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в котором указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Однако суд установил, что истец уволился из органов МВД РТ ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как на работников органов внутренних дел был распространен порядок назначения пенсий и исчисления выслуги лет, предусмотренный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы пли по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Кроме того, ответчик не принял во внимание тот факт, что отсутствует правовой акт, которым бы служба в органах внутренних дел приравнивалась бы к военной службе и приравненной к ней службе.

Правовой статус сотрудников внутренних дел в рассматриваемый период определялся Положением «О советской милиции», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 8 июня 1973 года № 385, а после этого Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1. Данными правовыми актами работники органов внутренних дел, к военнослужащим не отнесены и не приравнены.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 17 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Само по себе распространение на работников органов внутренних дел, порядка назначения пенсий и исчисления выслуги лет, предусмотренного Постановлением Совета Министров от 22 сентября 1993 г. № 941, определило новый порядок назначения им пенсий и исчисления выслуги лет.

Из материалов дела следует, что у Швецова А.П. на ДД.ММ.ГГГГ года имелся требуемый для назначения трудовой пенсии возраст 55 лет, имелся необходимый стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, <данные изъяты>, имеет общий трудовой стаж 30 <данные изъяты>, то исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации» от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» В этих целях в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

При этом необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, суд обязывает ответчика назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Швецова А.П удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва» включить период работы Швецова А.П в Министерстве внутренних дел Республики Тыва в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва» назначить Швецову А.П. досрочную трудовую пенсию со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва» в пользу Швецова А.П судебные расходы в счет оплаты государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено – 4 июня 2012 года.

Судья С.А. Ажи