Дело № 2-176\12 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 19 июня 2012 года с.Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шожал Г.М., при секретаре Ховалыг Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьева С.С. в интересах неопределенного круга лиц села Кызыл-Арыг и Российской Федерации к Администрации сельского поселения сумон Кызыл-Арыгский Тандинского кожууна об устранении нарушений Правил пожарной безопасности. у с т а н о в и л: Прокуратурой Тандинского района в марте месяце текущего года по заданию прокуратуры Республики Тыва была проведена проверка исполнения требований противопожарного законодательства администрациями сельских поселений, расположенных на территории Тандинского района. В соответствии с пп.9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения наряду с другими относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. - меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; В соответствии ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Согласно п.31 правил ПБ 01-03 сельские населённые пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп. На основании требования прокурора района начальником ОНД Тандинского и Чеди-Хольского районов привлечены в качестве специалиста проведена проверка в сельском поселении сумона Кызыл-Арыгский по результатам проведения которой были установлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно вблизи естественных, или искусственных водоисточников (реки, озера и т.п.) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время, года, не устроены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, также на территории населённого пункта отсутствует наружное оповещение в тёмное время суток, для целей пожаротушения переносная пожарнаямотопомпа. - в не установке на территории сельского поселения сумон Кызыл-Арыгский средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; Указанные нарушения подтверждаются информациями с ГУ МЧС Россия по РТ о состоянии пожарной безопасности населённых пунктов, находящихся в лесных массивах и прилегающих к ним и ВРИО начальника ПЧ-14 по охране Тандинского кожууна ФГКУ «1 отряд ФПС по РТ» Марчын М.Э. Сельское поселение сумон Кызыл-Арыгский является населённым пунктом с массовым проживанием в нём неопределённого круга лиц, в связи с чем, заявление подано в интересах неопределённого круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс, в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным. Просит обязать администрацию сельского поселения сумона Кызыл-Арыгский устранить нарушения, предусмотренные пп.9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 64-ФЗ, п.94,114,27,31 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 путем выполнения следующих мероприятий: - обеспечения сельского поселения переносной пожарной мотопомпой, - установления наружного освещения улиц в темное время суток, - вблизи естественных водоисточников (речки) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд обязать администрацию сельского поселения сумона Кызыл-Арыг устранить нарушения пожарной безопасности в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика глава сельского поселения сумон Кызыл-Арыгский. на судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела по существу. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с пп.9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения наряду с другими относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. - меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; В соответствии ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Согласно п.31 правил ПБ 01-03 сельские населённые пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп. По результатам проведенной МЧС РФ (ПЧ-14 по охране Тандинского района ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Тыва») видно, что на территории Тандинского района имеется пять безводных населенных пунктов, что является большим минусом в тушении пожаров. В сумоне Кызыл-Арыг не исправны пожарные водоемы, глубинные насосы. Указанные нарушения ставят под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сумона Кызыл-Арыг, поскольку данная территория находится вблизи лесных насаждений. Указанное обстоятельство указывает на то, что исковые требования прокурора Тандинского района обоснованны по невыполнению возложенных законом и иными нормативными актами полномочий в части организации обеспечения населенного пункта противопожарными средствами защиты, в связи с чем, исковые требования прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Кызыл-Арыгский освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Тандинского района Соловьева С.С. удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумона Кызыл-Арыгский выполнить в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия: - установить на территории сельского поселения сумон Кызыл-Арыг средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, - обеспечить сельское поселение переносной пожарной мотопомпой, - установить наружное освещение улиц в темное время суток, - вблизи естественных водоисточников (речки) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня оглашения. Судья Шожал Г.М.
Согласно ст.15 «Конституции Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
- требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции, и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правил ПБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные применения и исполнения в том числе органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах – на органы местного самоуправления).
Согласно п.114 Правил ПБ 01-03 указано на территории сельских населённых пунктов, блок контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.
Также в п.27 Правил ПБ 01-03 указано, что территории населённых пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.
В соответствии ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Таким образом, администрацией сельского поселения сумон Кызыл-Арыгский не в полном объёме принимаются меры, противопожарной безопасности населённого пункта, заключается:
- в не установке наружного освещения в тёмное время суток;
- в не установке вблизи естественных или искусственных водоисточников подъездов с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в отсутствии переносной пожарной мотопомпы.
Непринятие вышеуказанных мер противопожарной безопасности администрацией сельского поселения сумон Кызыл-Арыгский может привести в случае переброса огня при пожаре в лесном массиве прилегающем к территории населённого пункта на жилые здания и сооружение села к несвоевременному реагированию граждан проживающих на территории села в целях эвакуации, а также сотрудников пожарной службы (добровольной дружины) поколению пожара в населённом пункте, в случае возникновения токового, что в свою очередь может привести к угрозе значительному повреждению и уничтожению имущества, собственности граждан, проживающих на территории сельского поселения сумон Кызыл-Арыгский, а также к угрозе гибели граждан либо привести к человеческим жертвам.
Таким образом, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права указанных лиц, такие как право на жизнь, на охрану здоровья, на защиту собственности и имущества. В результате непринятия вышеуказанных мер противопожарной безопасности ставится под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения сумон Кызыл-Арыгский, а также их имущество и собственность.
- требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции, и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правил ПБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные применения и исполнения в том числе органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах – на органы местного самоуправления).
Согласно п.114 Правил ПБ 01-03 указано на территории сельских населённых пунктов, блок контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.
Также в п.27 Правил ПБ 01-03 указано, что территории населённых пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.
В соответствии ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.