Решение по делу № 2-169\12 от 19.06.2012 года по иску прокурора Тандинского района к сумону Балгазынский об устранении нарушений Правил пожарной безопасности.



Дело № 2-169\12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июня 2012 года с.Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Шожал Г.М.,

при секретаре Ховалыг Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Соловьева С.С. в интересах неопределенного круга лиц села Балгазын и Российской Федерации к Администрации сельского поселения сумон Балгазынский Тандинского кожууна об устранении нарушений Правил пожарной безопасности.

у с т а н о в и л:

Прокуратурой Тандинского района в марте месяце текущего года по заданию прокуратуры Республики Тыва была проведена проверка исполнения требований противопожарного законодательства администрациями сельских поселений, расположенных на территории Тандинского района.
Согласно ст.15 «Конституции Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пп.9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения наряду с другими относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

- меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции, и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правил ПБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные применения и исполнения в том числе органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах – на органы местного самоуправления).
Согласно п.114 Правил ПБ 01-03 указано на территории сельских населённых пунктов, блок контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.
Также в п.27 Правил ПБ 01-03 указано, что территории населённых пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.

Согласно п.31 правил ПБ 01-03 сельские населённые пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
В соответствии ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

На основании требования прокурора района начальником ОНД Тандинского и Чеди-Хольского районов привлечены в качестве специалиста проведена проверка в сельском поселении сумона Балгазынский по результатам проведения которой были установлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно вблизи естественных, или искусственных водоисточников (реки, озера и т.п.) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время, года, не устроены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, также на территории населённого пункта отсутствует наружное оповещение в тёмное время суток, для целей пожаротушения переносная пожарная мотопомпа.
Таким образом, администрацией сельского поселения сумон Балгазынский не в полном объёме принимаются меры, противопожарной безопасности населённого пункта, заключается:

- в не установке на территории сельского поселения сумон Балгазынский населенных пунктов Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

- в не установке наружного освещения в тёмное время суток в селах Балгазын, Марачёвка, Краснояровка, Сой;

- в не установке вблизи естественных или искусственных водоисточников подъездов с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в отсутствии переносной пожарной мотопомпы в селах Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой.

- в отсутствии переносной пожарной мотопомпы.

Указанные нарушения подтверждаются информациями с ГУ МЧС Россия по РТ о состоянии пожарной безопасности населённых пунктов, находящихся в лесных массивах и прилегающих к ним и ВРИО начальника ПЧ-14 по охране Тандинского кожууна ФГКУ «1 отряд ФПС по РТ» Марчын М.Э.
Непринятие вышеуказанных мер противопожарной безопасности администрацией сельского поселения сумон Балгазынский может привести в случае переброса огня при пожаре в лесном массиве прилегающем к территории населённого пункта на жилые здания и сооружение села к несвоевременному реагированию граждан проживающих на территории села в целях эвакуации, а также сотрудников пожарной службы (добровольной дружины) поколению пожара в населённом пункте, в случае возникновения токового, что в свою очередь может привести к угрозе значительному повреждению и уничтожению имущества, собственности граждан, проживающих на территории сельского поселения сумон Балгазынский, а также к угрозе гибели граждан либо привести к человеческим жертвам.
Таким образом, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права указанных лиц, такие как право на жизнь, на охрану здоровья, на защиту собственности и имущества. В результате непринятия вышеуказанных мер противопожарной безопасности ставится под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения сумон Балгазынский, а также их имущество и собственность.

Сельское поселение сумон Балгазынский является населённым пунктом с массовым проживанием в нём неопределённого круга лиц, в связи с чем, заявление подано в интересах неопределённого круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс, в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным.

Просит обязать администрацию сельского поселения сумона Балгазынский устранить нарушения, предусмотренные пп.9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 64-ФЗ, п.94,114,27,31 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 путем выполнения следующих мероприятий:

- установить на территории сельского поселения сумон Балгазынский средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно в населенных пунктах Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой,

- обеспечить сельское поселение сумона Балгазынский переносной пожарной мотопомпой,

- установить наружное освещение улиц в темное время суток в населенных пунктах Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой,

- вблизи естественных водоисточников (речки) населенных пунктов Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд обязать администрацию сельского поселения сумона Балгазынский устранить нарушения пожарной безопасности в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика глава сельского поселения сумон Балгазынский на судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела по существу.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пп.9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения наряду с другими относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

- меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции, и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правил ПБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные применения и исполнения в том числе органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах – на органы местного самоуправления).
Согласно п.114 Правил ПБ 01-03 указано на территории сельских населённых пунктов, блок контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.
Также в п.27 Правил ПБ 01-03 указано, что территории населённых пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения.

Согласно п.31 правил ПБ 01-03 сельские населённые пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
В соответствии ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

По результатам проведенной МЧС РФ (ПЧ-14 по охране Тандинского района ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Тыва») видно, что на территории Тандинского района имеется пять безводных населенных пунктов, что является большим минусом в тушении пожаров. В селе Сой не выполнен противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжности участка границы населенного пункта с лесным участком, не выполнена звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, не исправно наружное освещение в темное время суток. В селе Марачевка отсутствует звуковая система оповещения граждан, отсутствует освещение в темное время суток.

Указанные нарушения ставят под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сумона Балгазынский, поскольку данная территория находится вблизи лесных насаждений и населенные пункты Марачевка, Балгазын, Краснояровка, Сой не оснащены средствами противопожарной безопасности.

Указанное обстоятельство указывает на то, что исковые требования прокурора Тандинского района обоснованны по невыполнению возложенных законом и иными нормативными актами полномочий в части организации обеспечения населенного пункта противопожарными средствами защиты, в связи с чем, исковые требования прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению.

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Балгазынский освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тандинского района Соловьева С.С. удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Балгазынский выполнить в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия:

- установить на территории сельского поселения сумон Балгазынский средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно в населенных пунктах Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой,

- обеспечить сельское поселение сумона Балгазынский переносной пожарной мотопомпой,

- установить наружное освещение улиц в темное время суток в населенных пунктах Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой,

- вблизи естественных водоисточников (речки) населенных пунктов Балгазын, Марачевка, Краснояровка, Сой устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня оглашения.

Судья Шожал Г.М.