Решение по иску прокурора к администрации с.Кочетово об обязывании к исполнению законодательства при обращении с отходами.



Дело № 2-62/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 января 2011 года с.Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе

председательствующего Ажи С.А.,

при секретаре Саян А.Ш.,

рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна об обязывании к исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна об обязывании к исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой Тандинского района проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды. В ходе проверки были выявлены несанкционированные места размещения бытовых отходов. Жители сумона не вывозят бытовые отходы на специально отведенные места для вывоза мусора, а вывозят их за пределы своих дворов, образуя там мусорную свалку. В результате обследования территории сумона Кочетово установлено, что напротив дома № 6 квартиры 1 по улице Ленина на окраине села на пустыре при выезде в село Успенка находится свалка бытовых отходов в количестве 12 тонн.

Органами местного самоуправления меры по выявлению нарушителей, привлечению их к ответственности и ликвидации свалок до настоящего времени не принимаются, несмотря на предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ по Тандинскому кожууну за 2009 год. Также установлены нарушения в данной сфере и за 2010 год согласно информации Управления Роспотребнадзора по РТ.

В компетенцию органов местного самоуправления входят разработка и реализация целевых программ в сфере экологии, обращения с отходами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, учет и оценка природной среды, экологически вредных объектов, организация и осуществление экологического контроля, координация природоохранной деятельности. Однако эти полномочия администрации муниципальных образований в полной мере не используют.

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляют органы местного самоуправления. Кроме того, согласно п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования сумона Кочетово Тандинского кожууна к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нарушение в данной сфере может неблагоприятно отразиться на состоянии окружающей природной среды и здоровья населения муниципального образования.

Захламление бытовыми отходами земель является нарушением прав неопределенного круга граждан на охрану земли. Таким образом, нарушены ст. 1 ч. 1, 11 и 12 Земельного кодекса РФ. Указанные полномочия в сфере охраны земли администрацией сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна в полной мере не исполняются.

В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления кожууна обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Просит обязать главу с. Кочетово Тандинского кожууна принять конкретные меры по исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления: организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора напротив тома № 6 квартиры 1 по улице Ленина на окраине села на пустыре при выезде в с. Успенка в количестве 12 тонн.

В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. просила удовлетворить заявленные требования и установить срок для исполнения 4 месяца.

Глава сельского поселения с. Кочетово Тандинского кожууна Самбуу В.В. с исковыми требованиями прокурора согласился в полном объеме.

Выслушав прокурора, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств если нарушение приобрело особое общественное значение.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании ч. 1 ст. 22, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

На основании ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. 2. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

Данные полномочия в сфере охраны земли администрацией сумона Кочетово в полной мере не исполняются. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ учет значения земли определен как основа жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления кожууна обязаны принимать действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории.

Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области охраны окружающей среды может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.

Согласно п. 19 ст. 3 Устава сельского поселения сумона Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва от 6 октября 2010 года № 12/200/09 на территории сумона Кочетово напротив тома № 6 квартиры 1 по улице Ленина на окраине села на пустыре при выезде в с. Успенка находится свалка бытовых отходов в количестве 12 тонн.

По результатам проведенной проверки по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления на территории Тандинского кожууна главе администрации сельского поселения с. Кочетово прокуратурой Тандинского кожууна вынесено представление от 24 сентября 2010 года с требованием об устранении норм законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения.

Отсутствие контроля со стороны органа местного самоуправления и непринятие мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создают повышенную вероятность причинения вреда окружающей среде. Наличие нарушений законодательства при обращении с отходами производства и потребления способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу здоровье неопределенного круга лиц и безопасность для окружающей среды, не отвечает основным принципам обеспечения охраны окружающей среды.

В связи с вышеизложенным, исковые требования заместителя прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению.

При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Успенка освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление заместителя прокурора Тандинского района Республики Тыва Хертек А.К. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна об обязывании к исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва принять меры по исполнению законодательства при обращении с отходами производства и потребления - организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с сельского поселения сумона Успенка Тандинского кожууна Республики Тыва – за МОУ СОШ в количестве 1 тонны в четырёхмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Ажи С.А.