Решение по иску зап.прокурора Хертек А.К. к МОУ СОШ с. Кызыл-Арыг об обязывании устроить разделительные поручни на подход к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом



Гражданское дело № 2-151\11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года село Бай-Хаак

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ажи С.А.,

при секретаре Ондар А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. в интересах инвалидов Тандинского кожууна и неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва об обязывании устроить разделительные поручни на подход к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом,

установил:

Заместитель прокурора Тандинского района Хертек А.К. в интересах инвалидов Тандинского кожууна и неопределенного круга лиц обратилась в суд к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва (далее МОУ СОШ села Кызыл-Арыг) об обязывании принять меры к беспрепятственному доступу инвалидов и маломобильных групп населения в здание школы. В обоснование иска указала, что проведенной проверкой в МОУ СОШ села Кызыл-Арыг, расположенной по адресу Тандинский кожуун, <адрес>, установлено, что требования федерального законодательства в части создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресло - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) не созданы, что подтверждается итогом проверки МОУ СОШ села Кызыл-Арыг. В Тандинском кожууне на учете состоят 1060 человек инвалидов. Из них инвалидов-колясочников 23, по региональному регистру всего на учете состоят 670 человек. Ограничения жизнедеятельности данной категории населения при полной или частичной утрате возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и заниматься трудовой деятельностью требуют социальной поддержки со стороны как всего общества, так и органов местного самоуправления, обеспечивающей инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, и создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Просит суд обязать ответчика в трехмесячный срок оборудовать подход к зданию школы пандусом и установить разделительные поручни.

В судебном заседании представитель прокурора Тандинского района Монгуш О.А. поддержала исковые требования полностью, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила установить срок три месяца для исполнения.

Представитель ответчика МОУ СОШ села Кызыл-Арыг Оюн Ч.В. в судебном заседании иск поддержала и пояснила, что в школе установили пандус и деревянный поручень и представила фотографии.

Суд, заслушав прокурора, ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресло-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения являются Строительные нормы и правила 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ.

Результаты проведенной проверки исполнения законодательства об общем образовании свидетельствуют о нарушении принципа доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в отсутствии специального оборудования в общеобразовательных учреждениях (пандусов, поручней, учебников, напечатанных по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям получить полноценное образование). Допускается проведение государственной итоговой аттестации детей-инвалидов в обстановке, не исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья. Несмотря на наличие в образовательных учреждениях Тандинского кожууна детей-инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски, условия для их беспрепятственного доступа в пункт проведения ЕГЭ не созданы.

Согласно акту проверки Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, в школе отсутствует пандус и поручни.

Подход к зданию образовательного учреждения не оборудован разделительными поручнями, что является нарушением п. 3.14 СНиП, вход в здание не оборудован пандусом, что является нарушением п. 3.14 СНиП.

Поскольку у входа в здание МОУ СОШ села Кызыл-Арыг Тандинского района отсутствуют специальные приспособления пандусы и разделительные поручни, приспособление которых обязательно для беспрепятственного доступа к ним инвалидов, ответчиком – МОУ СОШ села Кызыл-Арыг нарушаются права инвалидов Российской Федерации гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Поэтому исковые требования заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. к МОУ СОШ села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в Российской об обязывании оборудовать вход в здание школы пандусом и разделительными поручнями подлежит удовлетворению.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размер <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск заместителя прокурора Тандинского района Хертек А.К. выступающего в интересах инвалидов Тандинского кожууна и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва устроить разделительные поручни на подход к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере <данные изъяты> (двухсот) рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2011 года.

Судья Ажи С.А.