Дело № 12-14/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 7 апреля 2011 г. с. Бай-Хаак Тандинский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ажи С.А., при секретаре Яндугановой Ж.К., рассмотрев протест прокурора Тандинского района Республики Тыва на постановление председателя государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству Н.. от 18 января 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении неустановленного лица, предусмотренном ч.2 ст.8.37, ст. 7.11 КоАП РФ УСТАНОВИЛ: Постановлением председателя государственного комитета республики Тыва по охоте и рыболовству Н.. от 18 января 2011 года административное дело в отношении неустановленного лица производством прекращено. В протесте прокурор Тандинского района РТ Соловьёв С.С. просит постановление председателя госкомитета по охоте и рыболовству РТ о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить, ссылаясь на то, что прокуратурой Тандинского района РТ проведена проверка исполнения федерального законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях. Председателем Государственного комитета РТ по охоте и рыболовству Н. 18 января 2011 года вынесено постановление № 17/0-437 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое не соответствует нормам административного законодательства и подлежит отмене. Постановлением Правительства РТ № 362 от 17.07.1995 года создан государственный биолого-гидрологический заказник «Чагытайский». В соответствии с п.п. 2,4 раздела VI Положения о заказнике, охрана заказника осуществляется государственными инспекторами по охране особо охраняемых природных территорий Республики Тыва. Согласно п.п. 5.1 и 5.23 Положения о Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 25.01.2008 № 23 - Госкомитет в соответствии с законодательством организует и осуществляет охрану и воспроизводство объектов животного мира, водных биологических ресурсов, за исключением объектов животного мира и водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и особо охраняемых природных территориях республиканского значения в соответствии с их категорией и режимом. Проведенной проверкой установлено, что в период с 14 по 15 декабря 2010 года, с 21 по 22 декабря 2010 года и 26 декабря 2010 года работниками Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству на территории Государственного природного заказника «Чагытайский» изъяты ставные сети, незаконно добытые водные биологические ресурсы, оформлены материалы административного производства. В частности главным специалистом <данные изъяты> межрайонного отдела Госкомитета К. 26.12.2010 вынесено определение № 17 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. По результатам административного расследования по определению от 26.12.2010 № 17 председателем Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству Новиковым А.С. вынесено постановление от 18.01.2011 № 17/0-439 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с не установлением лица подлежащего привлечению к административной ответственности. Таким образом, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 18.01.2011 № 17/0-439 председателем Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству Н. вынесено незаконно, с грубейшими нарушениями норм административного законодательства, поскольку Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству не является уполномоченным органом по составлению протоколов об административных правонарушениях, производству административного расследования и рассмотрению административных материалов по правонарушениям совершенным в границах особо охраняемых природных территорий, не обладает соответствующей компетенцией, в связи с чем материалы дела об административном правонарушении оформлены неправильно. Указанные факты являются обстоятельствами, исключающими производство по делу. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Однако в ходе проверки установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение не установлено, копия постановления ему не вручена и не получена, следовательно, указанное постановление на сегодняшний день является не вступившим в законную силу. В судебном заседании представитель прокурора Тандинского района РТ помощник прокурора Тандинского района Монгуш О.А. протест поддержала по основаниям, изложенным в протесте и пояснила, что просит отменить постановление председателя Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству Новикова А.С. от 18 января 2011 года № 17/0-439 о прекращении производство по делу об административном правонарушении. Представитель Госкомитета РТ по охоте и рыболовству М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что не согласен с протестом прокурора, поскольку полномочия о возбуждении административного дела у госкомитета имеется. При обнаружении сетей, применение которых запрещены на озере Чагытай, специалист госкомитета обязан составить определение о возбуждении дела об административном правонарушении, так как событие имеется, хотя лицо виновное не обнаружено. Поэтому и проводится расследование. Председатель Госкомитета РТ по охоте и рыболовству, получив определение о возбуждении административного дела в связи с не установлением виновного лица, прекратил дело за отсутствием состава правонарушения. Представитель Госкомитета РТ по охоте и рыболовству Д., действующая по доверенности, в судебном заседании с протестом прокурора не согласилась и пояснила, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении председателем Госкомитета по охоте и рыболовству вынесено законно и обоснованно. Полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела по указанным статьям у Госкомитета имеется, так как полномочия им делегировало Правительство РТ, имеется перечень должностных лиц Госкомитета РТ по охоте и рыболовству, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и среды их обитания. Представитель Госкомитета РТ по охоте и рыболовству К, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с протестом не согласился и пояснил, что 26 декабря 2010 года на озере Чагытай обнаружил 10 ставных сетей, запрещенных для рыбалки, неустановленным лицом. Вследствие того, что для установления события административного правонарушения необходимо проведение процессуальных действий, он вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования. Поскольку виновное лицо не установлено председатель Госкомитета прекратил производство по делу. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 30.3 КоАП РФ протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Поскольку постановление о прекращении производства по делу не было вручено, поскольку виновное лицо не установлено, а также прокурору, то срок на обжалование не истек. В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Согласно определению № 17 от 26 декабря 2010 года главным специалистом <данные изъяты> МРО К возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.ст. 7.11 и 8.37 ч. 2 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица. Из протокола изъятия вещей и документов от 26 декабря 2010 года следует, что на озере Чагытай Тандинского района изъяты 10 ставных самодельных сетей, в которых находилось рыба: <данные изъяты>. Из постановления по делу об административном правонарушении, вынесенном председателем Государственного комитета РТ по охоте и рыболовству Н.. от 18 января 2011 года № 17/0-439 следует, что дело в отношении неустановленного лица производством прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (в связи с не установлением лица). Изъятую продукцию рыболовства и бесхозные рыболовные сети уничтожены. Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; Как следует из материалов административного дела главный специалист К на озере Чагытай 26 декабря 2010 года обнаружил <данные изъяты> Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса. Таким образом, в качестве достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении, выявленных непосредственно уполномоченными на это должностными лицами, в данном случае является информация об административном правонарушении, выявленная в процессе осуществления уполномоченными должностными лицами контрольно-надзорных мероприятий непосредственно на месте его совершения. Правонарушитель не был установлен на месте совершения. Должностные лица обязаны произвести проверку сведений о виновном лице. Если дополнительная проверка не привела к получению достаточных данных о правонарушителе, то протокол не составляется. Поэтому доводы прокурора о том, что в данном случае составлен протокол с явными недостатками, в частности, отсутствие в протоколе сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилия имя отчество и его адрес, и должностное лицо должно было его возвратить, необоснованны. Данные сведения объективно были неизвестны на момент составления протокола. Целью административного расследования специалиста Госкомитета состояло в получении сведений и материалов по делу об административном правонарушении, необходимых для всестороннего и полного выяснения обстоятельств совершения административного правонарушения и его всестороннего и объективного рассмотрения. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента его возбуждения. Судом установлено, что поскольку не установлен субъект административного правонарушения, то председатель Госкомитета прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. В соответствии с ч.1 ст. 23.26 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.11 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), частью 1 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения). Суд, изучив материалы дела, считает доводы прокурора Тандинского района РТ о незаконном вынесении постановления о прекращении дела об административном правонарушении, необоснованными, поскольку определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было вынесено непосредственно после обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Таким образом, не установление виновного лица и не указание сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, повлекло обоснованные действия должностного лица о прекращения производства по делу об административном правонарушении. В связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное председателем Государственного комитета РТ по охоте и рыболовству Новиковым А.С. от 18 января 2011 года законно и обоснованно. Орган, в производстве которого находится административный материал, должен установить наличие или отсутствие события и состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доводы прокурора Тандинского района о том, что Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству не является уполномоченным органом по составлению протоколов об административных правонарушениях, производству административного расследования и рассмотрению административных материалов по правонарушениям совершенным в границах особо охраняемых природных территорий, не обладает соответствующей компетенцией, суд считает необоснованными. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ, с изменениями от 27.12.2009, "Об особо охраняемых природных территориях", государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 23 Закона Республики Тыва от 09.12.1996 N 645, с изменениями от 13.07.2009, "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва", установлено, что охрана особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется Правительством Республики Тыва через специально созданный для этой цели орган совместно со специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды, в соответствии с положением об этих территориях. Статья 24 указанного закона закрепляет, что охрана особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется государственными инспекторами, пользующимися правами должностных лиц специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды и состоящими в штате органа, созданного Правительством Республики Тыва для охраны указанных территорий. На основании постановления Правительства Республики Тыва от 31 марта 2010 года № 110 утвержден перечень должностных лиц Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству (далее Госкомитет), осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Тыва – председатель Госкомитета по охоте и рыболовству – главным государственным инспектором РТ по государственному контролю в области охраны воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Заместитель председателя Госкомитета – заместителем главного государственного инспектора РТ по государственному контролю в области охраны воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Главные и ведущие специалисты отдела охраны объектов животного мира и водных биологических ресурсов, главные и ведущие специалисты отдела регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, главные и ведущие специалисты межрайонных отделов Госкомитета – государственными инспекторами РТ по государственному контролю в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Согласно постановлению Правительства РТ № 362 от 17.07.1995 года озеро Чагытай является государственным биолого-гидрологическим заказником «Чагытайский». Заказник создан в целях поддержания экологического равновесия, сохранения генетического фонда, создания благоприятной среды для здоровья людей, а также охраны и воспроизводства природных ресурсов, сохранения как первозданного, уникального памятника природы – оз. Чагытай. Согласно пункту 1 раздела 1 Положения «О государственном природном заказнике республиканского значения Республики Тыва «Чагытайский» (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 31 мая 2008 года № 336, заказник «Чагытайский» является особо охраняемой природной территорией (ООПТ) республиканского значения. В соответствии с п.п. 2 раздела VI указанного Положения, охрана заказника осуществляется государственными инспекторами по охране особо охраняемых природных территорий Республики Тыва. На основании п. 1 Положения о Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству от 25 января 2008 года № 23 государственный комитет РТ по охоте и рыболовству является органом исполнительной власти РТ, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и средой их обитания. Согласно п. 5.11 Положения о Госкомитете он осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся в особо охраняемых природных территориях федерального значения. На основании п. 5.23 Положения о Госкомитете он организует и осуществляет охрану и воспроизводство животного мира, водных биологических ресурсов, за исключением объектов животного мира и водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и особо охраняемых природных территориях республиканского значения в соответствии с их категорией и режимом. В соответствии с п. 7.2 Положения Госкомитет имеет полномочия проверять у юридических лиц и граждан документы разрешающие осуществлять пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Задерживать нарушителей законодательства в установленной деятельности, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения (п.7.3 Положения) Производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных и транспортных средств, проверку оружия и других орудий использования животного мира и водных биологических ресурсов (п. 7.4 Положения) Согласно ст. 7.5 Положения изымать у лиц, нарушивших законодательство находящееся у них оружие и другие орудия добывания объектов животного мира и водных биологических ресурсов и предметы, явившиеся орудием браконьерства, а также незаконно добытую продукцию охоты и лова. Согласно постановлению Правительства РТ и положению Госкомитета должностные лица осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, за исключением особо охраняемых природных территориях федерального значения. Как видно из постановления Правительства РТ и положению «О государственном природном заказнике республиканского значения Республики Тыва «Чагытайский» - озеро «Чагытай» является особо охраняемым заказником республиканского значения. Прокурор утверждает, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивающим функционирование особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва согласно Уставу, утвержденному приказом министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 04.02.2008 № 2, является Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва. Согласно п. 2 Устава Дирекции целями Дирекции являются обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) регионального значения Республики Тыва. Сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, типичных и уникальных экологических систем ООПТ, объектов животного и растительного мира на территории Республики Тыва, охраны ООПТ регионального значения, а также видов животных и растений, включенных в Красную Книгу Республики Тыва. Таким образом, судом установлено, что уставом Дирекции не предусмотрены полномочия на составление протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 30.7 п. 1 КоАП РФ по результатам рассмотрения протеста на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление председателя Государственного комитета республики Тыва по охоте и рыболовству Н.. от 18 января 2011 года № 17/0-439 о прекращении производства по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а протест прокурора Тандинского района Республики Тыва Соловьева С.С. без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня со дня вручения или получения копии решения. Судья С.А. Ажи