Об оспаривании решения органов местно самоуправления



Дело РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Тамала                                                                                                              ДД.ММ.ГГГГ

Тамалинский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи                                                                             Козеевой И.А.

при секретаре                                                                                                     Щербаковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда гражданское дело по заявлению Грекова Валентина Сергеевича об оспаривании постановления администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Греков В.С. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что он является участником Великой Отечественной войны. Постановлением администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года ему, как участнику Великой Отечественной войны, было отказано в улучшении жилищных условий и постановке на учёт со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, которым закреплено, что отказ допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В феврале 2010 года в администрацию Зубриловского сельсовета им, как участником Великой Отечественной войны, было подано заявление с приложением всех необходимых документов о постановке на учёт в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, с указанием на то, что он проживает в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Межведомственная комиссия провела обследование его жилого дома и составила акт обследования помещения № 1 от 02.03.2010 года. Решением комиссии принадлежащий ему жилой дом признан пригодным для проживания, указано на нуждаемость в текущем ремонте. Полагает, что указанный акт обследования его жилого дома является поверхностным и не отвечающим требованиям, установленным законодательством. В нарушение п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, созданная межведомственная комиссия по своему составу не соответствует требованиям вышеуказанного положения и, по его мнению, является не компетентной для вынесения подобных решений. Полагает, что для более полного обследования жилого дома необходимо было привлечь представителей санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также экспертов. Его (Грекова В.С.) также не привлекли к работе комиссии с правом совещательного голоса. Между тем, принадлежащий ему жилой дом был возведён в 1959 году. В доме отсутствует водопровод и канализация, вода к дому не подведена, полы сгнили. Он (Греков В.С.) является инвалидом и из-за болезни ног передвигаться самостоятельно не может. Расстояние до р.п. Тамала составляет 25 км, автобус ходит в р.п. Тамала один-два раза в неделю, поэтому вызвать врача невозможно, лекарства в деревне не продают. Считает принадлежащий ему жилой дом непригодным для проживания по следующим основаниям: вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации дома в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; вследствие деформации фундамента, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушений жилого дома. Однако в акте обследования помещения № 1 от 02.03.2010 года и в постановлении администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года не указано ни одно из оснований для признания принадлежащего ему жилого дома пригодным для проживания. При составлении указанного акта обследования помещения не были использованы результаты инструментального контроля, результаты лабораторных испытаний, заключения экспертов, проектно-изыскательских и специализированных организаций и т.д. В связи с не проведением комиссией необходимых исследований, акт обследования помещения и постановление администрации, по его мнению, являются безмотивными и необоснованными. На основании изложенного просит суд признать постановление администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года об отказе ему (Грекову В.С.) в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт незаконным. Помимо данного требования при подаче настоящего заявления в суд он просит восстановить ему срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, ссылаясь на уважительность причины его пропуска. Так, узнав в марте 2010 года об отказе в удовлетворении его заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, он написал письмо Президенту РФ Медведеву Д.А., в результате получил ответ из администрации Тамалинского района Пензенской области от 30.07.2010 года № 1883 с разъяснением возможности судебного обжалования решения органа местного самоуправления. Однако из-за своего болезненного состояния он смог обратиться за юридической помощью для составления заявления лишь в сентябре 2010 года. Указывая данные обстоятельства, просит восстановить пропущенный им срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Заявитель Греков В.С., будучи надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своём заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании глава администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Ермишина Н.М. заявление Грекова В.С. не признала и пояснила следующее. 02.02.2010 года Греков В.С. обратился в администрацию Зубриловского сельсовета с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию проживания в помещении, не отвевающем установленным для жилых помещений требованиям, приложив документы, в том числе подтверждающие его статус участника Великой Отечественной войны. Межведомственная комиссия, созданная на основании постановления администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 1-п от 12.01.2010 года, провела обследование жилого дома Грекова В.С., расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Зубрилово, ул. Набережная, д. 20. Она не согласна с доводами жалобы Грекова В.С. о том, что созданная межведомственная комиссия по своему составу является не компетентной для принятия решений об оценке жилых помещений, поскольку в состав комиссии наряду с представителями органа местного самоуправления и другими лицами входили специалисты в области архитектуры и градостроительства - начальник отдела архитектуры, градостроительства и муниципального хозяйства администрации Тамалинского района Гуреев Е.А., ведущий специалист отдела архитектуры, градостроительства и муниципального хозяйства по реализации инвестиционных жилищных программ Федин А.Н. В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, она (Ермишина Н.М.) была назначена председателем данной комиссии. По результатам обследования жилого дома Грекова В.С. комиссия пришла к выводу, что жилой дом Грекова В.С. находится в нормальном состоянии, пригоден для постоянного проживания, имеет печное и газовое отопление, в доме отсутствуют водоснабжение и канализация, требуется текущий ремонт дома. По результатам обследования жилого дома Грекова В.С. были составлены акт обследования помещения № 1 от 02.03.2010 года, заключение о признании помещения пригодным для постоянного проживания № 1 от 02.03.2010 года. Постановлением администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года Грекову В.С. отказано в признании нуждающемся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт по дате подачи заявления от 02.02.2010 года со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. При принятии данного решения помимо акта обследования и заключения комиссии были приняты во внимание данные технического паспорта, составленного Тамалинским отделением Пензенского филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное БТИ» на данный жилой дом по состоянию на 03.02.2010 года, согласно которым износ основного строения, принадлежащего Грекову В.С., составил 27%, холодного пристроя - 30%. Ссылку заявителя о том, что принадлежащий ему жилой дом должен быть признан непригодным для проживания ввиду отсутствия в нём водопровода и канализации, она считает также несостоятельной, поскольку согласно п.п. 12, 41 вышеприведённого Положения от 28.01.2006 года № 47 отсутствие указанных инженерных систем в жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. В связи с изложенным она просит отказать Грекову В.С. в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года. Против восстановления Грекову В.С. пропущенного им процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления она не возражает, полагая, что срок им пропущен по уважительным причинам.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения главы администрации Зубриловского сельского совета Тамалинского района Пензенской области Ермишиной Н.М., суд приходит к следующим выводам.

Глава 25 ГПК РФ определяет производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с п/п. 3 п. 1 ст. 15, ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной защиты в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём. Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010 года «Об обеспечении жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ч. 2 ст. 1 настоящего Закона его действие распространяется на участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 названного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в п.1 ч. 2 ст. 1 данного Закона: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы общей площади помещения, установленной органом местного самоуправления; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Приведенный перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях соответствует перечню оснований, установленному ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Частями 4,5 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что с заявлением о принятии на учёт должны быть предоставлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных приставленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющем принятие на учёт.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представленным в дело удостоверением серии И № 161205, выданным Тамалинским райвоенкоматом Пензенской области 21.01.1988 года, подтверждено, что Греков Валентин Сергеевич является участником Великой Отечественной войны и на данную категорию лиц распространяются льготы, установленные ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

02.02.2010 года Греков В.С. обратился в администрацию Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, с приложением документов, установленных Законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010 года «Об обеспечении жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области».

Постановлением администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года Грекову Валентину Сергеевичу отказано в признании нуждающемся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт по дате подачи заявления 02.02.2010 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку он не подпадает под категорию лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Будучи несогласным с данным постановлением администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года Греков В.С. обжаловал его в суд (заявление поступило 18.10.2010 года), при этом просил восстановить ему процессуальный срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, ссылаясь на уважительность причины его пропуска.

В соответствии со ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Греков В.С. имеет преклонный возраст, ряд заболеваний, по вопросу отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий обращался к Президенту РФ. Против восстановления Грекову В.С. процессуального срока для обжалования решения органа местного самоуправления не возражала в судебном заседании и глава администрации Зубриловского сельсовета Ермишина Н.М.

В связи с изложенным, суд признаёт причины пропуска Грековым В.С. процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления уважительными и считает необходимым восстановить ему процессуальный срок для обжалования постановления администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года.

С целью проверки законности принятого администрацией Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области постановления № 9-п от 02.03.2010 года судом были исследованы представленные материалы о рассмотрении заявления Грекова В.С. о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 1-п от 12.01.2010 года утверждён состав межведомственной комиссии по обследованию жилищно-бытовых условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории муниципального образования «Зубриловский сельсовет» Тамалинского района Пензенской области. Председателем данной комиссии была назначена глава Зубриловского сельсовета Ермишина Н.М., в состав данной комиссии наряду с представителями органа местного самоуправления и другими лицами входили специалисты в области архитектуры и градостроительства - начальник отдела архитектуры, градостроительства и муниципального хозяйства администрации Тамалинского района Гуреев Е.А., ведущий специалист отдела архитектуры, градостроительства и муниципального хозяйства по реализации инвестиционных жилищных программ Федин А.Н.

Суд не согласен с доводами Грекова В.С. о том, что созданная межведомственная комиссия по своему составу является не компетентной для принятия решений об оценке жилых помещений, поскольку заявителем не приведены доказательства в обоснование выдвинутых им доводов. Напротив, судом установлено, что в состав данной комиссии наряду с представителями органа местного самоуправления и другими лицами входили специалисты в области архитектуры и градостроительства.

Решением комитета местного самоуправления Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 111-31/4 от 24.04.2007 года учётная норма площади жилого помещения в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из представленных в дело выписок из домовой и похозяйственных книг, справки администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 22.02.2010 года, данных технического паспорта на жилой дом Грекова В.С. следует, что заявитель в 1959 году по улице Набережная, 20 с. Зубрилово Тамалинского района Пензенской области возвёл жилой дом общей площадью 32,4 кв.м., в том числе жилой 17,0 кв.м., в котором в настоящее время проживает один. Право на данный жилой дом учитывается по похозяйственной книге как личная собственность.

Из представленного в дело акта обследования помещения № 1 от 02.03.2010 года следует, что межведомственной комиссий, утверждённой постановлением администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 1-п от 12.01.2010 года, проведено обследование жилого дома Грекова В.С., расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Зубрилово, ул. Набережная, д. 20. В ходе обследования данного жилого дома установлено, что дом Грекова В.С. является отдельно стоящим жилым домом, его стены деревянные, кровля железная, фундамент ленточный бутобетонный, все конструктивные элементы здания находятся в нормальном состоянии, в доме имеется печное и газовое отопление, водоснабжение и канализация отсутствуют.

Межведомственной комиссией рекомендовано собственнику жилого помещения провести текущий ремонт данного жилого дома.

Согласно данным технического паспорта, составленного Тамалинским отделением Пензенского филиала ФГУП « Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное БТИ», по состоянию на 03.02.2010 года износ основного строения (Лит. А) жилого дома, расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Зубрилово, ул. Набережная, 20, составляет 27%, холодного пристоя (Лит. А) - 30%, веранды (Лит. а1) - 28,8%, веранды (Лит. а2) - 20%.       

Заключением межведомственной комиссии № 1 от 02.03.2010 года жилой дом Грекова В.С., расположенный по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, с. Зубрилово, ул. Набережная, 20, признан пригодным для постоянного проживания. Грекову В.С. рекомендовано провести текущий ремонт принадлежащего ему жилого дома.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Довод Грекова В.С. о том, что принадлежащий ему жилой дом должен быть признан непригодным для проживания ввиду отсутствия в нём водопровода и канализации, суд, соглашаясь с позицией главы администрации Зубриловского сельсовета Ермишиной Н.М., считает несостоятельным, поскольку согласно п.п. 12, 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, отсутствие указанных инженерных систем в жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Также суд считает не состоятельным довод Грекова В.С. о том, что принадлежащий ему жилой дом имеет большой физический износ, и потому не пригоден для постоянного в нём проживания, т.к. он не основан на доказательствах и противоречит материалам дела.

Несогласие заявителя Грекова В.С. с актом и заключением межведомственной комиссии о пригодности жилого дома для проживания не является основанием для удовлетворения заявленных им требований, поскольку данные документы им не оспорены и доказательства о несоответствии действительности сведений в них Грековым В.С. ни органу местного самоуправления, ни суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд признаёт заявление Грекова В.С. об оспаривании постановления администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Грекову Валентину Сергеевичу срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года.

Грекову Валентину Сергеевичу в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления администрации Зубриловского сельсовета Тамалинского района Пензенской области № 9-п от 02.03.2010 года, которым отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 28.10.2010 года.

Судья                                                                                                                    И.А. Козеева