О понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                  р.п. Тамала

Тамалинский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи                                                        Козеевой И.А.

при секретаре                                                                                     ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску ФИО9 к администрации <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 (до брака ФИО6. обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с иском к Министерству здравоохранения и социального развития <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения, в котором в обоснование своих исковых требований указала, что она является лицом из числа детей-сирот. Её отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 8 месяцев, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 7 лет. Её опекуном была назначена ФИО3. С 7 лет и до совершеннолетия она была зарегистрирована и проживала в семье опекуна ФИО3 в <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она, как лицо из числа детей-сирот, была включена в список на внеочередное получение жилой площади. Постановлением администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была постановлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот по месту фактической регистрации - <адрес>. До настоящего времени жилье она не получила. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с ФИО4. От данного брака имеют детей - ФИО7, 2008 года рождения, и ФИО8, 2009 года рождения. В настоящее время она проживает у родителей мужа без регистрации по месту жительства, зарегистрирована в <адрес> в доме своей сводной сестры. На основании изложенного и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ просила предоставить ей жилое помещение в соответствии с нормами жилой площади, исходя из состава семьи в три человека.

Определением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> на администрацию <адрес>, дело передано по подсудности в Тамалинский районный суд Пензенской области.

Определением Тамалинского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ по данному гражданскому делу произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации <адрес> на администрацию <адрес>

В судебном заседании истица ФИО9 исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила суд обязать администрацию <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из трех человек, т.е на неё (ФИО9) и её детей ФИО20. Дополнительно пояснила, что в настоящее время она зарегистрирована в доме у своей сводной сестры по адресу: <адрес>, а фактически из-за отсутствия жилья проживает со своим супругом ФИО4 и детьми - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у родителей супруга. ФИО4 и их дети ФИО20 зарегистрированы по месту жительства родителей супруга.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО11, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО9 признала частично, не возражала против предоставления ФИО9 жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной тридцати квадратным метрам, а в случае, если предоставляемое жилое помещение будет представлять собой однокомнатную квартиру, чтобы указанный размер общей площади жилого помещения был изменен, но не более чем на пять квадратных метров. В удовлетворении оставшейся части исковых требований просила отказать.

Представители третьих лиц - Правительства <адрес>, Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> <адрес>, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В заявлениях, направленных в суд, представитель Правительства <адрес> ФИО12, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> ФИО13, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, при этом ФИО13 просил вынести решение по данному гражданскому делу по усмотрению суда.

Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес> в судебное заседание также не явился, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела. Министр ФИО14 в заявлении, направленном в суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ просила рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Министерства финансов <адрес> и вынести решение по усмотрению суда. При этом указала, что согласно Закону Пензенской области от 22.12.2010 года № 1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с последующими изменениями) органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в Законе Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» предусмотрены субвенции в сумме 184 844,8 тыс. руб.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, принимая во внимание заявления представителей третьих лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4 (до брака ФИО6 родилась ДД.ММ.ГГГГ и её родителями являются: отец - ФИО1, мать ФИО5.

Из представленного в дело свидетельства о смерти серии (место государственной регистрации - территориальный отдел ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС <адрес>) следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно свидетельству о смерти серии (место государственной регистрации - отдел записи актов гражданского состояния по <адрес> и <адрес>) ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Постановлением главы районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней ФИО6 назначена ФИО3

На основании постановления главы местного самоуправления <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 снято опекунство над ФИО6

Из представленной в дело справки главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту по месту жительства опекуна ФИО3 по адресу: <адрес> (основание выдачи справки: похозяйственная книга , лицевой счет ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 вступила в брак с ФИО4, и после заключения брака ФИО6 присвоена фамилия ФИО9 (свидетельство о заключении брака серии , место государственной регистрации - отдел ЗАГС по <адрес> и <адрес> району управления по ЗАГС Правительства <адрес> Российской Федерации), ДД.ММ.ГГГГ у ФИО9 и ФИО4 родился сын ФИО7 (свидетельство о рождении серии , место государственной регистрации - отдел ЗАГС по <адрес> и <адрес> району управления по ЗАГС Правительства <адрес> Российской Федерации), ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО8 (свидетельство о рождении серии , место государственной регистрации - отдел ЗАГС по <адрес> и <адрес> управления по ЗАГС Правительства <адрес> Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает у родителей супруга ФИО4 без регистрации по месту жительства.

Постановлением Главы администрации <адрес> -п ФИО6 на основании Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»была включена в списки на внеочередное получение жилой площади.

На основании постановления администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ «О признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве, нуждающемся в жилом помещении, предоставляемого по договорам социального найма» ФИО6 была включена в списки на внеочередное предоставление жилой площади.

Постановлением администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых ФИО9 включена в списки на внеочередное предоставление жилой площади как лицо из числа детей-сирот.

Из представленных в дело сообщений об отказе в предоставлении информации <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , , , следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответственно права ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д. 9-12).

Факт отсутствия у ФИО9 в собственности жилья подтвержден также справкой <адрес> отделения <адрес> филиала ГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО9 как лицо из числа детей-сирот признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и постановлена на соответствующий учет на внеочередное предоставление жилой площади.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьёй 8 вышеуказанного закона закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

На основании ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 10.05.2011 года № 2068-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 22.05.2011 года, внесены изменены в Закон Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» и в Закон Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».

В соответствии с ч. 3 ст. 1 вышеуказанного Закона Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176-ЗПО (в ред. 10.05.2011 года) органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в ч. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: 1. приобретение жилых помещений; 2. принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3. заключение договора социального найма.

В силу ст. 4.1 приведенного выше Закона Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО лица из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной тридцати квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров, если предоставляемое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Законом Пензенской области от 22.12.2010 года № 1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с последующими изменениями) органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, в том числе лиц из числа детей сирот, предусмотрены субвенции.

В силу вышеприведенных правовых норм, истица ФИО9, состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и не обеспеченная жилой площадью, вправе требовать от администрации <адрес> предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью тридцать квадратных метров, а в случае, если предоставляемое жилое помещение будет представлять собой однокомнатную квартиру, то указанный размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.

Требование истицы о предоставлении жилого помещения в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи, в состав которой кроме неё (ФИО9) включены и дети ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворению не подлежит, поскольку правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма обладает только ФИО9, как лицо из числа детей-сирот. Члены семьи указанной категории лиц в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами таким правом не обладают.

Более того, истица ФИО9 в судебном заседании пояснила, что её муж ФИО4 и их дети ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту жительства родителей супруга, не представила документов, свидетельствующих о нуждаемости ФИО7 и ФИО8 в жилом помещении и постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования истицы ФИО9 подлежащими частичному удовлетворению.      

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО9 к администрации <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО9 жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной тридцати квадратным метрам, а в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, указанный размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.

В удовлетворении ФИО9 оставшейся части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья