Дело № р.п. Тамала ДД.ММ.ГГГГ Тамалинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Матвеевой С.Ю. при секретаре ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску ФИО3 к администрации р.п. Тамала Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: ФИО3 обратился в Тамалинский районный суд с иском к администрации р.п. Тамала Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, указав, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, общежитие <адрес> №, в настоящее время является учащимся государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища № <адрес>. Ранее он воспитывался в государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <адрес>, куда был направлен на основании постановления главы администрации Тамалинского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Его мать ФИО2 и его отец ФИО1 лишены родительских прав решением Тамалинского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. Он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления главы администрации р.п. Тамала Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п. ДД.ММ.ГГГГ он заканчивает учебу в <адрес> № <адрес> и ему негде будет жить. В целях защиты его прав и обеспечения жилой площадью как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и во исполнение ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», просил обязать администрацию р.п. Тамала Пензенской области предоставить ему жилое помещение (квартиру). Истец ФИО3, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем заявлении, направленном в суд, просил рассмотреть дело без его участия, а также указал, что свои исковые требования поддерживает в полном объеме и просит суд обязать администрацию р.п. Тамала Пензенской области предоставить ему жилое помещение (квартиру) по нормам, установленным действующим законодательством. Представитель ответчика администрации р.п. Тамала Пензенской области ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО3 признал полностью. При этом показал, что ФИО3, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ стоит на учете в администрации р.п. Тамала в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, поэтому он не возражает против предоставления ФИО3 жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной тридцати квадратным метрам, а в случае, если предоставляемое жилое помещение будет представлять собой однокомнатную квартиру, чтобы указанный размер общей площади жилого помещения был изменен, но не более чем на пять квадратных метров. Ранее закрепленное за ФИО3 жилое помещение по <адрес> почти полностью разрушено и непригодно для проживания, о чем администрацией в ДД.ММ.ГГГГ был составлен соответствующий акт. Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В заявлении, направленном в суд, представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просил рассмотреть дело в его отсутствие и вынести решение по данному гражданскому делу по усмотрению суда. Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, принимая во внимание заявления истца и представителя третьего лица, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Из представленного в дело свидетельства о рождении № № ФИО3 (л.д. 6) следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ и его родителями являются: отец - ФИО1, мать - ФИО2. Из решения Тамалинского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) следует, что ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении своих детей, в том числе в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании постановления главы Тамалинской районной администрации Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10) ФИО3 был направлен в детский дом <адрес> и за ним, наряду с двумя братьями и сестрой была закреплена жилая площадь в квартире по адресу: <адрес>. Из представленной в дело справки ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в данном учебном учреждении, и находился на полном государственном обеспечении, после чего был определен на обучение в ПУ № <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был определен на обучение в <адрес> № <адрес>. Из справки <данные изъяты> № р.п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) следует, что ФИО3 поступил в данное образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ по профессии «Плиточник-облицовщик». ФИО3 получает стипендию в размере 650 рублей и находится на полном государственном обеспечении. Срок окончания обучения в образовательном учреждении ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>, ком. 207, что следует из свидетельства № о регистрации по месту пребывания, выданному к документу, удостоверяющему личность - паспорту ФИО3 (л.д. 7). Постановлением главы администрации р.п. Тамала Пензенской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) ФИО3 на основании Закона Пензенской области от 22.12.2005 года № 948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке учета указанной категории граждан в Пензенской области» и по его заявлениюбыл признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и поставлен на учет в качестве нуждающегосяв жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Постановлением администрации р.п. Тамала Пензенской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ (приобщено к делу в судебном заседании) внесены изменения в постановление администрации р.п. Тамала Пензенской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО3 признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в качестве такового, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из представленных в дело акта обследования жилого помещения органом опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) и акта проверки жилищных условий заявителя комиссией, созданной администрацией р.п. Тамала, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19) следует, что жилое помещение, закрепленное за ФИО3, и расположенное по адресу: р.п. <адрес>, находится в аварийном состоянии и непригодно для проживания. Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что ФИО3, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилья не имеет, признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и постановлен на соответствующий учет на внеочередное предоставление жилой площади. В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьёй 8 вышеуказанного закона закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. На основании ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Законом Пензенской области от 10.05.2011 года № 2068-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 22.05.2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» и в Закон Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области». В соответствии с ч. 3 ст. 1 вышеуказанного Закона Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176-ЗПО (в ред. от 10.05.2011 года) органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в ч. 4.1 Закона Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: 1. приобретение жилых помещений; 2. принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3. заключение договора социального найма. В силу ст. 4.1 приведенного выше Закона Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной тридцати квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. Законом Пензенской области от 22.12.2010 года № 1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с последующими изменениями) органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, в том числе лиц из числа детей сирот, предусмотрены субвенции. В силу вышеприведенных правовых норм, истец ФИО3, окончивший учреждение профессионального образования, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и не обеспеченный жилой площадью, вправе требовать от администрации р.п. Тамала Пензенской области предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью тридцать квадратных метров, а в случае, если предоставляемое жилое помещение будет представлять собой однокомнатную квартиру, то указанный размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров. А потому исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО3 к администрации р.п. Тамала Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию р.п. Тамала Пензенской области предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной тридцати квадратным метрам, а в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, указанный размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд в течение 10 дней. Судья С.Ю. Матвеева